Утвержден стандарт информатизации госконтроля. Кадровый актив реформы госконтроля подготовит свои предложения по совершенствованию надзорной деятельности  Михаил Абызов - о реформе контрольно-надзорной деятельности

Для успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионах нужна личная вовлечённость руководителя, а ведомства должны провести внутреннюю оптимизацию, внедрить в свою работу цифровые технологии и развивать новые, интересные методы профилактики нарушений. Такие рекомендации дал представителям субъектов РФ куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 22 февраля на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности: новое качество государственного контроля в регионах».

— Первая рекомендация - займитесь вопросами, связанными с оптимизацией структуры управления. У нас есть куда оптимизироваться, это я точно говорю. Пример - Калининград, где создано единое министерство контроля и надзора. Я не говорю, что это универсальный рецепт, но подумать надо. Второе - это информатизация и цифровизация. Цифровая экономика будет на ближайшие годы топовым приоритетом федеральной власти, президента, председателя правительства. Люди, которые занимаются контролем и надзором, должны быть первыми в этой повестке, - подчеркнул Абызов.

Без информатизации чек-листы - списки контрольных вопросов, внедряемые сейчас при проведении проверок, - принесут не пользу, а большой вред. Инспекторы «окажутся заваленными макулатурой» и будут анализировать «кипу галочек и клеточек», предостерёг министр. Все чек-листы, по его мнению, нужно перевести в «цифру». Каждому инспектору в его планшете должны быть доступны электронные протоколы проверок, которые затем сразу будут уходить в «облако». Такой подход уже позволил Москве в 3 раза повысить эффективность деятельности линейных инспекторов.

В каждом регионе, желательно по всем региональным видам контроля, за один год нужно провести работу по полной информатизации, подчеркнул Абызов. Стоит задача в течение пяти лет перейти на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором. За этот год, по словам министра, необходимо создать на федеральном уровне такую систему, в которой контрольно-надзорные органы в состоянии будут ежемесячно, а потом еженедельно и ежедневно подводить баланс работы сотрудников контрольно-надзорного органа: сколько времени и где провёл инспектор, начиная от проверки и заканчивая составлением отчётов и аналитикой первичных данных.

Третье важное направление работы - это профилактика нарушений. Профилактика должна быть интересной, подчеркнул Михаил Абызов. «Профилактика - это та материя, которая требует нестандартных подходов. Вы должны придумывать, как вовлечь в профилактику, как сделать её интересной и для инспекторского состава, и для поднадзорных объектов. Соберите предпринимательское сообщество, сделайте для них презентацию того, что будете делать. Они не понимают многих нюансов, куда мы развиваемся. В советское время была школа профилактики, плакаты, в кинотеатрах показывали ролики про пожарную и дорожную безопасность до начала сеансов. Сейчас этого нет. Нужно придумывать новые форматы», - отметил Михаил Абызов.

Министр также предложил создавать при губернаторах конфликтные комиссии, куда люди могли бы жаловаться на различные случаи недопонимания с органами контроля и надзора. Благодаря таким комиссиям инспекторы смогут увидеть, какая существует правоприменительная практика, а граждане увидят объективный диалог.

— Масштаб работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, проведённой за 2017 год, впечатляет. Мы изначально ставили достаточно амбициозные задачи. Безусловно, есть вещи, которые мы не успели сделать. Мы понимаем, по каким объективным причинам, а зачастую и субъективным причинам, это не получилось. Важно не стараться каким-то образом ретушировать отклонения. Надо объективно оценивать результаты и не бояться фиксировать неисполнение. Только так можно корректно планировать и видеть изменения в будущем, - отметил Абызов.

Если говорить о региональном аспекте реформы, то за прошедший год, по его словам, были наработаны очень разные практики. Поэтому было принято решение не задавать единую структуру надзорной деятельности от Калининграда до Камчатки. В части муниципального контроля и надзора, напротив, нужны типовые модели. По словам Михаила Абызова, надо дать субъектам РФ и губернаторам, а также их командам, которые работают над реализацией реформы, единую матрицу действий.

Также министр подчеркнул необходимость разграничения полномочий надзорных органов на федеральном и региональном уровне. Для этого, по его мнению, можно было бы заключать соглашения в регионах между региональным и федеральным надзором по пересекающимся прямо или косвенно полномочиям, в рамках которых они договорились бы о режиме совместных проверок.

Проанализировать виды контроля на предмет дублирования и решить проблему разграничения полномочий между «федералами» и регионами необходимо до принятия конкретных решений по внедрению системы управления рисками, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Только после этого нужно принимать решение о целесообразности внедрения системы риск-ориентированного подхода по конкретным видам регионального контроля.

— У нас в части реформирования системы госуправления не так много удачно реализованных проектов. Задача моя, команды, которую мы объединили на федеральном уровне, и регионов - сделать эту реформу успешной. Судя по тому, как мы прошли 2017 год, я абсолютно уверен, что это может быть самая успешная реформа в части государственного управления. Для этого очень важно поддерживать высокий уровень вовлечённости первого руководителя региона, - заключил Михаил Абызов.

#профилактика нарушений

Ряд надзорных ведомств уже внедрил чек-листы - списки контрольных вопросов, без которых инспекторы не смогут проводить плановые проверки. Утверждены 9 «дорожных карт» по устранению избыточных и устаревших требований к бизнесу. Бизнес принимает непосредственное участие в принятии ключевых решений в рамках реформы. Первые итоги реализации приоритетной программы по реформе госконтроля, а также дальнейшие шаги по её выполнению обсуждались 10 октября на заседании Общественно-делового совета реформы с участием куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Министр сообщил, что разработанный в тесном сотрудничестве с бизнесом фундаментальный закон, в котором будут зафиксированы новые принципы госконтроля, планируется принять до конца года, а «нулевое» чтение документа пройдёт 19 октября в Государственной Думе РФ.

Один из наиболее сложных проектов реформы, по мнению Михаила Абызова, - это пересмотр избыточных, устаревших и дублирующих требований. Для этого в Общественно-деловом совете, состоящем из чиновников и представителей бизнеса, создано 19 рабочих групп. Они подготовили около 400 предложений по ликвидации лишнихтребований. На основе этих предложений подготовлены и утверждены 9 «дорожных карт», содержащих конкретные шаги по внесению изменений в нормативно-правовые акты. В планах утверждение ещё целого ряда таких «дорожных карт».

Если требования не будут изменены, реформа не будет успешной. Чтобы наша работа по реформированию госконтроля была необратима и результативна, надо сконцентрироваться именно на изменении требований, потому что они устанавливают правила игры в законах и нормативно-правовых актах», - подчеркнул Михаил Абызов.

Ревизия требований, как отметил министр, идёт в целом по графику. Тем не менее в Минюсте констатируют, что некоторые надзорные органы уже отклоняются от сроков выполнения взятых на себя обязательств по внесению изменений в нормативную базу, направленных на ликвидацию ненужных требований.

Реальный продукт, который бизнес уже увидел по ряду видов надзора, это проверочные листы - списки вопросов, на которые предприниматель в ходе проверки исполнения требований может ответить «да» или «нет». По некоторым надзорам они заработали с 1 октября, а с 1 июля 2018 года на чек-листы должны будут перейти все 12 надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе.

В работе по чек-листам важно, чтобы в них были отражены наиболее значимые обязательные требования, а не весь перечень требований, вытекающий из существующей нормативной базы», - подчеркнул председатель Общественно-делового совета, глава РСПП Александр Шохин.

Надзорные ведомства зачастую включают в чек-листы требования, которые не являются приоритетными, но существуют в нормативно-правовой базе, указал Михаил Абызов. Роструд, например, считает, что надо включать в проверочные листы все требования без исключения.

Один из возможных вариантов - визуально выделять в чек-листах наиболее значимые требования, подлежащие проверке в приоритетном порядке, - предусмотреть так называемый красный бланк. Практику применения чек-листов мы будем оценивать регулярно. Каждый месяц мы будем проводить обсуждение применения чек-листов в ходе проверок, получать обратную связь, чтобы ликвидировать ситуации, которые могут привести к избыточному давлению на бизнес», - сказал Михаил Абызов.

Чек-листы, как подчеркнул министр, должны иметь электронный формат, кроме того, они должны размещаться в открытом доступе, чтобы представители бизнеса имели возможность провести самоаудит и устранить нарушения до прихода инспектора. Однако чек-листы действуют лишь при проведении плановых проверок. Это около 400 тыс. проверок в год, в то время как общее число проводимых надзорными ведомствами проверок превышает 2 млн. До мая необходимо внедрить риск-ориентированный подход при проведении внеплановых проверок, подчеркнул министр. Согласно этому подходу, инспектор будет выезжать на проверку лишь в том случае, когда речь идёт о значительной угрозе жизни и здоровью. В остальных случаях можно будет ограничиться дистанционным контролем.

Министр поддержал предложение «технологизировать» формат сбора предложений от бизнеса по ликвидации избыточных и устаревших требований и сделать его регулярным. Для этого, по его словам, нужно установить порядок модерации этих предложений, а также обеспечить информационную платформу - создать специальный ресурс в интернете. Минэкономразвития при этом предстоит подумать, как увязать этот формат с существующей процедурой оценки фактического воздействия. Михаил Абызов также предложил Минэкономразвития, Минюсту и проектному комитету реформы проработать возможность прохождения новых нормативных актов через рабочие группы Общественно-делового совета, но не допустить при этом дублирования оценки регулирующего воздействия.

Михаил Абызов сообщил, что в ближайшее время стартует пилотный проект по кодификации законодательства, содержащего требования к бизнесу. Уже определены 3 направления: полномочия ФАС по регулированию тарифов естественных монополий, полномочия Роспотребнадзора в части СанПиНов и полномочия Росприроднадзора. Опыт кодификации законодательства есть за рубежом, у некоторых российских надзорных ведомств он также имеется. Так, эту работу с 2004 года вело МЧС в части пожарного надзора.

Профилактика - главный принцип, на базе которого должны будут работать контролёры. На базе утверждённого проектным комитетом реформы Стандарта профилактики нарушений обязательных требований все надзорные органы должны будут разработать свои программы внедрения профилактических мер. Один из элементов профилактики - проведение балансовых публичных мероприятий, на которых надзорные органы и бизнес обсуждают результаты проверок и наиболее типичные нарушения. Михаил Абызов пригласил членов Общественно-делового совета к участию в таких «балансовых», подчеркнув, что это не выставочная работа, а обязательная ежеквартальная процедура, которая проводится каждым терорганом по тем надзорам, которые вошли в приоритетный проект. Это удачный формат, который позволяет изменить коммуникацию между проверяющими и проверяемыми, считает министр. Он сообщил о планах поднять подобные мероприятия до уровня вице-премьеров. Так, в 4 квартале уже запланировано проведение подобных встреч с участием Игоря Шувалова - по налоговому и таможенному надзору,с участием Аркадия Дворковича - по полномочиям Россельхознадзора, с Александром Хлопониным - по вопросам работы Росприроднадзора.

19 октября, как сообщил Михаил Абызов, в Госдуме пройдут парламентские слушания законопроекта о государственном и муниципальном контроле, который более 2 лет разрабатывался на площадке Открытого правительства и профильной подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций с участием делового сообщества и претерпел множество итераций.

В ближайшее время предполагается вынесение законопроекта на обсуждение правительственной комиссии по законопроектной деятельности, затем он будет вынесен на заседание правительства. В целом мы идём в графике, и до конца года этот законопроект будет внесён в Государственную Думу и рекомендован к принятию. Он, по сути дела, будет замещать нынешний 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий и будет устанавливать единые правила игры, поэтому для предпринимателей он имеет очень большое значение», - отметил Михаил Абызов.

Михаил Абызов подчеркнул, что последняя версия законопроекта обсуждалась с представителями всех бизнес-объединений, и в ней были учтены все направленные ранее замечания. Более того, деловые объединения поддержали принятие законопроекта на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций. Если с тех пор появились новые идеи по редактированию законопроекта, то они должны быть представлены, но это не должно стать препятствием для дальнейшего движения законопроекта, подчеркнул министр.

Нам очень важно по базовым, принципиальным вопросам до мая 2018 года все зафиксировать и преобразовать из документов проектных в документы нормативные. Тогда это будет фундаментом проводимой реформы и в порядке преемственности будет реализовываться новым кабинетом министров», -заключил Михаил Абызов.

Молодые специалисты контрольно-надзорных органов, отобранные по итогам обучающего курса для инспекторов, подготовят свои предложения по внедрению «на местах» инструментов реформы госконтроля, таких как риск-ориентированный подход к проверкам и развитие профилактики нарушений. «Меню» инициатив будет сформировано в рамках двухдневной проектно-аналитической сессии, с участниками которой 27 апреля встретился куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Для выявления инициатив, которые будут реализованы наилучшим образом, запускается конкурс «Реформа на практике», итоги которого подведут в конце года.

«Кадровый актив реформы контрольно-надзорной деятельности» - программа по развитию сообщества лидеров изменений среди сотрудников контрольно-надзорных органов. Они отбираются в два этапа. На первом этапе в ходе онлайн-обучения, которое уже прошли 3 тыс. сотрудников надзорных органов, определяется 10-15% лучших слушателей. Затем после тестирования на определение лидерских компетенций выделяется от 20 до 50% лучших по лидерским качествам слушателей. Далее ведётся образовательная работа, цель которой - развить в них управленческие и лидерские компетенции. Сейчас в кадровый актив реформы входит 200 сотрудников из 12 контрольно-надзорных органов.

Основная работа лежит на плечах территориальных органов и инспекторского состава, который работает «на земле». Одним из приоритетов является обучение новым компетенциям людей, которые работают в регионах. Первые 3 тысячи такое обучение прошли, из них отобраны лучшие. В этом году обучение пройдут в общей сложности 20 тыс. человек, в следующем - уже 50 тыс. Формат работы с кадровым активом, с людьми, которые неравнодушны, профессиональны и заинтересованы в преобразованиях, - такой формат очень важен. Мы хотим сделать вас соучастниками этого процесса. С другой стороны, мы хотим, чтобы вы стали носителями изменений и помогали внедрять лучшие практики вашим коллегам», - сказал Михаил Абызов.

Одна из задач проектной сессии - подготовка предложений по улучшению системы государственного контроля и надзора. Разрабатывая предложения, нужно ответить на вопрос, какие проекты могли бы быть наиболее востребованными и приоритетными через 10-15 лет.

Через 15 лет основная задача контрольно-надзорных органов будет состоять в профилактике и дистанционном мониторинге поднадзорных объектов. Внеплановые и плановые проверки будут составлять лишь 10-15% в работе надзорных органов. Огромное значение приобретут такие компетенции и функции, как аналитика, а также инженеры по управлению рисками - то, чего в наших органах на сегодняшний день нет. У нас нет постоянной онлайн-аналитики по управлению рисками. Тем не менее инженер по управлению рисками - это отдельная компетенция, отдельный комплекс знаний, и он будет одним из самых важных уже через 5 лет. Сейчас же мы похожи на банк, который выдаёт кредиты, как-то их собирает, но никак не оценивает риски заёмщиков, за исключением крупных клиентов», - отметил министр.

Цифровые технологии также помогут освободить инспекторов от ненужной работы. Только 30% рабочего времени они сейчас тратят на проверки, остальное - на бюрократию и отчёты, указал он.

Одна из важнейших задач, по словам министра, - построить эффективную систему государственного контроля и надзора как часть системы госуправления. Госслужбу надо сделать более компактной, эффективной, направленной не на процесс, а на результат с привлечением профессиональных кадров, подчеркнул министр.

Михаил Абызов напомнил участникам кадрового резерва о первой и самой главной задаче государственного контроля и надзора - радикально снизить уровень ущерба и вреда по тем рискам, которые контролирует государство. Ежегодно в России в связи с наступлением этих рисков погибает более 160 тыс. человек. Задача - к 2025 году в 2 раза снизить смертность и травматизм и выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. Вторая задача - радикально сократить давление на бизнес. Министр напомнил о недавней трагедии в Кемерово , когда в результате пожара в торговом центре погибли десятки человек.

Прикрываясь «надзорными каникулами» и теми благами, которые государство везде дарит бизнесу, чтобы избавить от излишних издержек, связанных с государственным контролем и надзором, предприниматели просто игнорировали и не исполняли все требования. За последние 5 лет показатели смертности на пожарах снизились более чем на 15%. Но каждый такой случай сильно влияет на имидж всей системы государственного контроля и надзора и на репутацию наших отдельных надзорных ведомств», - отметил Михаил Абызов.

Философия нового госконтроля, по словам министра, заключается в том, чтобы выстроить партнёрскую модель взаимодействия бизнеса и инспектора, не отказываясь от репрессивных функций там, где они нужны. По видам надзора, по которым любое нарушение фатально, например, по атомному надзору, будет продолжать действовать «палочная» система, пояснил министр. Он также выступил за ужесточение санкций за уклонение от госконтроля, подчеркнув при этом, что большинство поднадзорных субъектов - это дисциплинированные участники рынка.

Именно за счёт профилактики, по его словам, можно радикально расширить вовлечённость поднадзорных субъектов. 30% предпринимателей не знают сути требований, которые к ним предъявляются, а ещё 40% знают их плохо, сказал министр.

Михаил Абызов ответил на вопросы участников сессии. Они интересовались, в том числе, как вовлечь в реформу инспекторов старшего поколения, которые по природе своей более консервативны и менее склонны к изменениям. По словам министра, они обладают критически важными компетенциями и должны быть обязательно вовлечены в реформу.

Важно вовлекать этих профессионалов в те преобразования и изменения, которые мы проводим. Они все готовы и умеют учиться. В советское время это было постоянным элементом работы на госслужбе. Вопрос в их доверии. Если они будут чувствовать в отношениях с федеральными руководителями, что это не новая «фенечка», а неотъемлемая часть работы, то они будут вовлекаться. Эти люди являются для нас источником важных знаний», - подчеркнул Михаил Абызов.

Отвечая на вопрос о трудоустройстве сотрудников надзорных органов, которые могут быть высвобождены в ходе реформы, министр сказал, что такая оценка пока не проводилась, но компетенции людей, которые сегодня работают в госнадзоре, таковы, что их с удовольствием берёт на работу частный сектор.

Госслужба в целом, по мнению министра, требует реформирования. Надо провести разграничение, кто является сотрудником по найму, а кто определяет госполитику. Для них должны быть разные требования. Это задача на 5 лет, считает он.

Росздравнадзор — один из лидеров реализации реформы госконтроля

Росздравнадзор стал одним из лидеров среди надзорных ведомств по внедрению в своей работе новых механизмов госконтроля, его опыт может быть тиражирован и в других ведомствах. Со следующего года в надзоре в сфере здравоохранения начнут использовать новые КПЭ инспекторов, которые будут зависеть от динамики показателей ущерба жизни и здоровью. Проверки Росздравнадзора в Астраханской области обсуждались 29 сентября с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко и губернатора региона Александра Жилкина.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

При всех особенностях Росздравнадзора, который должен быть и в меру прогрессивен, и в меру консервативен, так как является надзором за очень чувствительной сферой, надо сказать, что команда Михаила Альбертовича Мурашко и на федеральном уровне, и на уровне регионов является на сегодняшний день одной из наиболее успешных в реализации задач, которые предусмотрены реформой контрольно-надзорной деятельности. Росздравнадзор по всем своим территориальным органам уже разработал новую матрицу показателей эффективности и результативности, которая доведена до всех субъектов РФ. Она будет использоваться уже начиная с 2018 года», — отметил Михаил Абызов.

Новая, партнёрская модель взаимоотношений инспектора и предпринимателя, по его словам, предполагает полный уход от "палочной" системы. Со следующего года власти откажутся от нормирования количества проведённых проверок и выявленных нарушений, наложенных санкций и собранных штрафов. Основным показателем эффективности и результативности территориальных органов контроля станет динамика сокращения вреда жизни и здоровью, смертности и травматизма, экономических потерь. Именно к этому показателю начиная со следующего года будет привязана система оценки качества работы руководителей территориальных органов надзора. С выполнением этих показателей будет увязана система мотивации, премирования, продвижения инспекторов по службе.

Реализация реформы контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетов для региона, подчеркнул Александр Жилкин.

Мы активно включились в данный процесс. Система надзорных органов представлена 16 региональными, 25 федеральными и 18 муниципальными структурами контроля. Что касается проверочной деятельности, могу сказать, что за первое полугодие текущего года было проведено 8 тыс. проверок. Отмечается снижение потерь, которые несёт бизнес от проверочной активности. На сегодняшний день мы имеем достаточно чёткий правовой механизм по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Во всех 16 региональных контрольных структурах работают чек-листы, содержащие обязательные требования, которые учитываются при проверках», — сказал губернатор.

Александр Жилкин рассказал о создании интернет-ресурса, который позволит получить удалённо всю необходимую информацию, касающуюся контрольно-надзорной деятельности. Предприниматель может узнать категорию риска, которая присвоена его бизнесу, а также всю информацию по проверкам. Сайт планируется запустить в пилотном режиме 1 октября.

Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул важность использования наглядных форматов для разъяснения предпринимателям оснований для проверок, обязательных требований и т.д. Год назад, по его словам, в 80% надзорных ведомств отсутствовал реестр поднадзорных субъектов бизнеса, а планы проверок формировались достаточно хаотично. Не было и реестра требований, проверяемых у бизнеса, — их насчитывается около 2 млн. Начиная со следующего года надзорные ведомства начнут использовать при проведении проверок чек-листы, которые будут содержать весь перечень проверяемых требований.

Разработка наших чек-листов завершена, теперь идёт правовая экспертиза. Мы будем пробовать их в медицине перед внедрением по всем направлениям. И это будет даже не один правовой акт, это будет 100 приказов или 100 нормативных чек-листов, которые будут включать в себя до 200-300 требований», — пояснил Михаил Мурашко.

Параллельно идёт работа по систематизации требований, Общественно-деловой совет разрабатывает «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу.

Система государственного надзора во многом архаична, многие её элементы достались по наследству от системы репрессивного государственного надзора, которая была сформирована в советской системе. До сих пор действуют многие советские правила и требования, по которым применяются санкции. Многие из них — устаревшие. Пока эти нормативные основания не отменены, инспектор не может изменить режим своей работы и вынужден проверять то, что положено законом. Две недели назад на заседании проектного комитета мы утвердили 3 "дорожные карты" по изменению нормативных актов, на ближайшем заседании будем утверждать новую партию. И так еженедельно будем работать, пересматривая то, что является сегодня существенным отягощением в работе предпринимателей и инспекторского состава», — отметил Михаил Абызов.

За счёт формата прямого общения контролёров и проверяемых надо найти правильный баланс при достижении трёх целей реформы контрольно-надзорной деятельности, указал министр. С одной стороны, необходимо в ближайшие годы радикально сократить объём причинённого ущерба и вреда жизни и здоровью граждан. По показателям смертности и травматизма Россия отличается от стран ОЭСР в худшую сторону в 2 раза, но уже к 2024 году планируется выйти на такие же параметры. Уже в этом году стоит задача снизить ущерб для здоровья граждан на 5% по отношению к показателям 2016 года. По итогам первых 6 месяцев 2017 года работа идёт в целом по графику — по тем надзорам, по которым есть достоверная статистика.

Проблема достоверности статистики, по словам Михаила Абызова, очень актуальна для надзорных ведомств. Сейчас им не понятно, от чего отталкиваться и как ставить новые задачи. Многие надзорные ведомства такой статистики не имели вообще, и за 2017-2018 год нужно эту недоработку устранить, подчеркнул министр.

А некоторые ведомства имели статистику, достоверность которой вызывала много вопросов. Например, по официальным данным за 2016 год, в России зарегистрировано более 84 тыс. вновь ВИЧ-инфицированных. При этом Российская академия наук приводит данные 103 тыс. Надо разбираться в различии этих цифр. При этом заболевших гриппом в 2016 году зарегистрировано 45 тыс. Исходя из этой статистики вероятность заразиться ВИЧ в России в 2 раза больше. Нам надо перелистнуть страницу необъективных данных, уловок, приписок и с чистого листа по заболеваемости гриппом начинать вести добросовестную, качественную статистику», — отметил министр.

Он также призвал проводить в обществе разъяснительную работу, объяснять людям, как контролируется качество вакцин, как оно гарантируется.

Предпринимательское сообщество в целом не имеет претензий к тому, как региональный Росздравнадзор выполняет свои полномочия.

С 2012 по 2016 год жалобы на контрольно-надзорные органы составляли 30% от всех жалоб, поступающих бизнес-омбудсмену. На территориальный орган Росздравнадзора жалоб не было. Изменение ситуации в госконтроле и переход на риск-ориентированный подход позволит переориентировать контроль на объекты повышенного риска и освободить от планового контроля объекты низкого уровня риска и добросовестных участников рынка. Парадигма отношений в сфере надзорной деятельности действительно меняется», — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Астраханской области Наиля Никитина.

На управление Росздравнадзора по Астраханской области действительно нет жалоб, подтвердил президент Астраханской торгово-промышленной палаты Виктор Винокуров. В ТПП считают реформу госконтроля в целом огромным шагом вперёд. Бизнес поддерживает переход от репрессивной модели контроля и надзора к партнёрской, отметил президент организации.

Тем не менее, проблема большого количества внеплановых проверок остаётся для бизнеса актуальной. По мнению Михаила Абызова, у Росздравнадзора должен быть особый режим согласования таких проверок, несмотря на то, что взят курс на их сокращение.

Сейчас готовится законодательство, расширяющее полномочия Генпрокуратуры по согласованию внеплановых проверок, которые нередко проводятся по жалобам и используются в целях недобросовестной конкуренции. По таким видам надзора, как у Росздравнадзора, возможность быстрой проверки и быстрого устранения нарушений очень важна. Поэтому пока по здравнадзору мы согласовали формулу, что их внеплановые проверки проходят согласование с Генпрокуратурой через механизм уведомления. Если ты понимаешь, что где-то есть угроза, — предотврати её и в течение суток отправь уведомление в прокуратуру. Ключевая задача на 2018 год — перевод внеплановых проверок на риск-ориентированный подход. Количество внеплановых проверок сегодня вдвое превышает количество плановых. Так, проводится 400-450 тыс. плановых проверок в год и примерно 1 млн внеплановых», — сказал Михаил Абызов.

Участники встречи затронули тему арбитража по результатам предписаний. В стандарте профилактики нарушений обязательных требований, который недавно утвердил проектный комитет реформы, по словам Михаила Абызова, заложен формат внеарбитражного обжалования в ведомственном порядке принятых надзором решений. По мнению министра, в арбитраж нужно входить лишь в крайнем случае, этот подход уже реализован в налоговой службе.

Формат публичных обсуждений правоприменительной практики будет меняться, чтобы предпринимателям было интересно и полезно участвовать в этих мероприятиях, сказал в заключение Михаил Абызов. Так, по актуальным вопросам планируется проводить «балансовые» в межведомственном режиме, сразу по нескольким надзорам. Например, тему ВИЧ и ОРВИ следовало бы обсудить также с Роспотребнадзором, пояснил министр.

Руководство регионов должно стать «точкой сборки» надзоров различных уровней, подчеркнул Михаил Абызов. Именно на этом уровне пересекаются функции федеральных, региональных и муниципальных надзоров.

Министр по вопросам открытого правительства РФ Михаил Абызов в интервью RNS рассказал о пересмотре контрольно-надзорных функций государства, условиях введения аналога «налога на тунеядство» и работе над поправками к «закону Яровой».

- Как будет происходить пересмотр законодательства в рамках реформы госконтроля?

Сегодня система государственного регулирования устанавливает 2 млн обязательных требований. Речь об их отмене не идет. Но в ближайшие шесть лет необходимо провести аудит всех требований госконтроля и надзора. В рамках этого анализа предстоит проверить, насколько эти требования актуальны, не избыточны ли они, не дублируют ли они друг друга, а затем провести работу по устранению противоречий. Такая задача стоит перед каждым контрольно-надзорным ведомством и отраслевыми министерствами. Предстоит большой процесс межведомственного согласования. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что нормы, установленные одними отраслевыми требованиями, входят в противоречие с другими. В результате, выполняя одни требования, предприниматель очевидно начинает не выполнять другие. Такие нестыковки надо убрать.

- Вы столкнулись с противодействием ведомств, ненамеренных терять свои полномочия?

Есть разные примеры. Сейчас мы развернули работу по актуализации требований трудового законодательства. Там действует около 7000 документов, принятых во времена СССР и РСФСР. Сейчас мы разбили их по группам, сформировали экспертные площадки и начали пересматривать это законодательство. В случае с Минтрудом и Рострудом мы видим полноценную кооперацию, сопротивления нет. Министр труда и глава федерального агентства понимаю, что нормативная база далека от современности и формирует большие необоснованные затраты бизнеса. Выполнять ее с точки зрения реальной охраны труда невозможно. Требуется переход на новую систему регулирования. То число документов, которое регулирует трудовые отношения, очень сложно администрировать, это огромный массив. Требуется изменение и оптимизация всей системы. Есть примеры и очень консервативных, закрытых, фактически кастовых отраслевых сообществ, которые явно не желают изменений. Есть примеры откровенного саботажа. К таким приходится применять административную власть. И речь идет о гражданских ведомствах, потому что силовики работают в части контроля и надзора по отдельной программе.

- Во сколько вы оцениваете потери бизнеса от необоснованных надзорных требований?

Эксперты ВШЭ в течение двух лет оценивали потери экономики от соблюдения устаревших норм, итог - до 7% ВВП.

- В какие сроки ведомства должны проанализировать свою регуляторику?

Полный аудит можно провести за полтора-два года. А всю систему законодательства нужно актуализировать к 2024 году. Это не значит, что во время проведения аудита мы не будем менять откровенно устаревшие нормы. Уже в этом году на заседании комиссии по административной реформе по поручению президента было вынесено 58 функций государства с признаками избыточности и неактуальности. 17 из них решено ликвидировать. Любая государственная контрольно-надзорная функция под собой имеет сотни нормативно-правовых требований. Так что мы будем не только сокращать дублирующие функции, но и избавляться от устаревших норм.

На ваш взгляд, сейчас удачное время для начала дискуссии о возможном изменении налоговой системы и повышении, в частности, НДФЛ?

Сейчас неудачное и неудобное время для дискуссии о налогах. Потому что в целом инвестиционный климат оставляет желать лучшего. С учетом отрицательной динамики инвестиций в основной капитал наши успехи в этом направлении очень скромны. Нам необходимы институциональные реформы. На этом фоне любые решения, показывающие непоследовательность налоговой политики, будут отпугивать инвесторов. Это крайне опасно. Можно вести дискуссии о будущем образе налогового администрирования, изъятий и, в целом, системы налогообложения, если речь идет о горизонте после 2018 года или 2019-го. В прошлом году мы приняли на себя обязательства, которые еще раз подтвердили по итогам совещаний у президента и премьера, - до 2018 года налоговая система не должна меняться. А если взяли обязательство, то надо выполнять.

- Будете ли подключать экспертный совет при правительстве к обсуждению проекта «налога на тунеядство»?

Пока это обсуждается как некая идея. Проекта такого закона ни в экспертном совете, ни в правительстве нет. Он не опубликован в установленном регламентом порядке. Суть этого предложения понятна: существует непрозрачный для государства «серый рынок» труда, а социальная инфраструктура медицинского и пенсионного обслуживания для всех одинакова. Человек имеет равные права на здравоохранение, образование и пенсии, вне зависимости от того, на «белом» или на «сером» рынке он занят. Логика инициаторов этой идеи понятна, они хотят сделать этот сектор прозрачным и разделить с ним нагрузку на социальную инфраструктуру. Но в этой связи возникает много вопросов, в том числе, как отличить самозанятых от людей, реально не вовлеченных в рынок труда. Как определить, есть ли у них доходы на такие выплаты? Пока мы не ответим на такие вопросы, принимать такие решения нельзя. Они могут спровоцировать социальное возмущение. Этот закон не будет справедливым, а быть справедливым - одна из задач законодательства.

Общество готовят к тому, что привычный объем социальных услуг больше нельзя будет получать бесплатно в новых бюджетных условиях?

Не обязательно связывать этот вопрос с бюджетным дефицитом. Еще пять лет назад эксперты ставили вопрос необходимости софинансирования гражданами социальных услуг, в зависимости от доходов населения. Я считаю, что в любом случае подобная общественная дискуссия крайне важна. Это необходимо обсуждать публично и открыто.

- Открытое правительство подключится к обсуждению новой модели накопительной пенсионной системы?

Как только этот вопрос будет оформлен в виде документа, он обязательно попадет в экспертный совет. Все преобразования пенсионной системы - это безусловный приоритет для совета. Во-первых, это экономически и социально важный вопрос. Во-вторых, в экспертном совете сейчас сконцентрирована одна из лучших профильных компетенций.

- Прорабатываются ли корректировки «закона Яровой»?

Экспертный совет готовил анализ потенциальных затрат участников рынка на исполнение этого закона. Также было подготовлено заключение о технических рисках реализации закона и наличии необходимых технологий на международном и российском рынках. В принципе, в этом законе есть много проблемных точек. Его невозможно исполнить завтра. Поэтому законодатели отложили исполнение этого закона до 1 января 2018 года.

- Это реалистичный срок?

Президент дал набор поручений правительству по проработке технических и финансово-экономических аспектов реализации закона в течение этого времени. Сейчас на площадке Минсвязи идут консультации со спецслужбами и участниками рынка, которые готовят оценку затрат и возможностей производства в России необходимого оборудования. Работа должна быть завершена к концу этого года. Сейчас рано делать выводы о вступлении закона в силу. Как известно, президент России не исключал внесения в него дополнений. Их содержание будет определено после исполнения поручений президента и скрупулезной детальной проработки этих вопросов.