Как основать деревню. Как зарегистрировать деревню. Пошаговая инструкция. близкий, один из НАС

Экология жизни: Даяна Кристиан за последние 20 лет посетила более 120 успешных сообществ по всему миру для того, чтобы выяснить, что помогает сообществам хорошо стартовать, а также эффективно и гармонично развиваться

Даяна Кристиан за последние 20 лет посетила более 120 успешных сообществ по всему миру для того, чтобы выяснить, что помогает сообществам хорошо стартовать, а также эффективно и гармонично развиваться. В результате своих исследований она написала 2 книги, стала сертифицированным преподавателем Курса Создания Экопоселений (Ecovillage Design Education, EDE) и уважаемым экспертом в этой теме.


Благодаря Дмитрию Ольховому (поселение родовых поместий «Родники») и Федору Лазутину («Ковчег» - «Медвинка») имя Даяны Кристиан хорошо известно в России. В 2012 году Дмитрий с командой соратников перевел на русский язык ее книгу «Creating a Life Together: Practical Tools to Grow Ecovillages and Intentional Communities» («Творим совместное будущее»). А Федор почти на всех своих выступлениях настоятельно рекомендует ее книгу глубоко изучить и начать применять описанные в ней техники создания успешных поселений.

Спустя 3 года, в марте 2015 года мировой эксперт по вопросам создания и развития успешных экопоселений впервые приедет в Россию из своего поселения «Земной Рай» («Earthheaven») в штате Северная Каролина, США.

Приглашаем к участию представителей всех 420 действующих в России экопоселений, проектов, альтернативных сообществ (скидка на участие 50%). А также тех, кто хочет тщательно продумать образ своего будущего поселения и всех, кто размышляет о переезде на землю. Для тех, кто собирается созидать со-общество единомышленников, друзей, соратников с общими целями и делами, опыт, обобщенный Даяной будет безценен.

Скачать книгу Даяны, изучить подробную программу и отзывы участников семинаров со всего мира можно по следующим ссылкам:

Тема: «Создание нового успешного экопоселения или альтернативного сообщества»http://gen-russia.ru/diana-piter (скорее для новичков)

Тема «Как помочь своему экопоселению или альтернативному сообществу процветать».

http://gen-russia.ru/diana-moscow (скорее для старожилов)

P.S. Насколько информация о мировых поселениях актуальна для России?

Дмитрий Ольховой (из книги «Творим совместное будущее»)

Когда в 2009 году я впервые открыл книгу Дианы Кристиан, я был поражен. У меня было такое чувство, что автор просто сидел у нас на кухне, в каком-нибудь поселении «Родники» и слово в слово слышал все наши разговоры о наболевшем. Я открываю какой-нибудь абзац «Типичные ошибки при создании экопоселений» и вижу список из шести пунктов, где один к одному описана наша Родниковская действительность. Я начинаю читать пример «В поселении Willowbend в глубине штата Алабама был такой случай…» - и у меня возникает ощущение, что тот, кто это писал, подслушал разборки на нашем последнем собрании. Я открываю параграф «А вот как поступают поселения, добившиеся успеха» - и читаю слово в слово то, что до меня настойчиво пытались донести ребята из «Ковчега». И ведь все это написал человек, никогда не бывший в России и на тот момент еще не читавший никаких книг Мегре!

Ляйсан Миргазитова (НП "Сеть экопоселений и экоинициатив") www.gen-russia.ru

С Даяной я впервые познакомилась в экопоселении «Тамера», на ДЖЕН 2011. Тогда еще толком и не знала кто она. В рамках ежегодной встречи ДЖЕН (Всемирной сети экопоселений) был ее небольшой вводный семинар об основных шагах, которые необходимо сделать, чтобы создать успешное поселение. Меня тогда очень впечатлило то, как структурировано, сжато и наполнено она рассказала свой материал. В ее выступлении не было и капли "воды" или "лирики" и все это выглядело настолько анти-американски по стилю изложения. Чувствовалось, что каждое произнесенное ею слово - это итог большой исследовательской аналитической работы. И мне его было легко транслировать в дальнейшем в наших поселенческих "тусовках" и "кулуарах".

Потом мы встретились через месяц, в «Зибен Линден», где ее пригласили на денек на Курсы по созданию экопоселений (EDE, Ecovillage design course). Даяне дали мало времени на выступление, и в этот раз она меня опять поразила. Она сделала большую (больше часа) презентацию об экопоселениях мира (которых она посетила много, больше 120). С легкостью и артистизмом она вылила на нас огромный объем информации за эти 1,5 - 2 часа. И вновь, благодаря тому, как умело и логично был подан материал, ни одна капля его не пролилась мимо ушей, и длинная презентация показалось одной минутой, дав аудитории яркую и понятную картину мирового экопоселенческого движения.

В третий раз мы повстречались с Даяной в Швеции, где я случайно попала на ее полновесный семинар о социократии. И в тот раз я поняла в чем ее сила как лектора. Она, безусловно, обладает умом ученого, исследователя, и она хороший преподаватель. Большая удача для всех нас, что она - человек, живущий долгое время в экопоселении, и что в этом ее поселении не все было гладко. Это заставило ее в определенный момент задаться вопросом - "а как же все-таки должно быть, чтобы было лучше?" и начать изучать и обобщать опыт наиболее успешных поселений мира.

В России среди поселенцев я нередко слышала мнение, что это "буржуйский опыт" – мол, нам не нужен, у нас ведь свой особый путь. Однако то, о чем говорит Даяна касается всех и значимо практически для всех, кто создает или собирается создавать новое сообщество. Конечно, ее обобщения и выводы, могут не оказаться полезными для тех, кто уезжает на природу жить хуторской жизнью, то есть, перенести индивидуализм нашей городской жизни на новую почву. Но для тех, кто собирается созидать со-общество единомышленников, друзей, соратников с общими целями и делами, опыт, обобщенный Даяной - воистину безценен.опубликовано

Встретил на «Lenta.ru» интересную статью, рассказывающую о том, как два жителя Вологодской области вот уже несколько лет пытаются официально зарегистрировать населенный пункт, в котором они живут. Как вы, наверно, уже догадались, это несколько сложнее, чем добавить деревню на «Родную Вятку». И пусть события происходят в соседнем регионе, думаю, что посетителям нашего портала этот материал может быть интересен, поэтому публикую его здесь как есть.

Деревня, которая будет

Как двое пенсионеров уже пять лет регистрируют населенный пункт в Вологодской области

Деревня Демидово - это край цивилизации в вологодской глубинке. Здесь живут два пенсионера, и они уже более пяти лет пытаются добиться юридического признания своего населенного пункта. «Лента.ру» отправилась в гости к семье Нечаевых, чтобы понять, зачем пенсионерам собственная деревня и сколько усилий нужно приложить, чтобы попасть на карту России.

До ближайшего крупного населенного пункта, поселка Кадуй, около 30 километров пути. Поселок, обслуживающий знаменитую череповецкую ГРЭС, разделен на две части. В новой - панельные пятиэтажки, пара сетевых магазинов и клуб «Жигули» (бывший «Поручик Голицын»), где по вечерам в выходные собираются обеспеченные люди «постарше». В старой части - пиццерия «Марио» с борщом и картофельным пюре, краеведческий музей в столетнем деревянном доме и сауна. Она же - единственная в поселке гостиница, где можно снять номер категории люкс (с удобствами в номере).

Чтобы добраться отсюда до Демидово, нужно трястись в старом ПАЗике около часа (курсирует три раза в день). Либо взять такси и тоже трястись по убитой дороге. Ставка фиксированная - 450 рублей.

Местные по привычке называют Демидово Андогской больницей. Она работала до конца 80-х и обслуживала жителей всех окрестных сельсоветов. После закрытия от больницы осталось несколько зданий, в одном из которых- еще крепком помещичьем доме - и поселилась семья Нечаевых.

Этап первый: купить дом

Дом этот Римма Петровна и Александр Александрович приобрели 20 лет назад. Кроме него на участке баня, гараж, несколько хозяйственных построек. Негромко лает крупный пес, во дворе виднеется трактор.

Меня на работу сюда направили еще в 1966-м, - рассказывает 75-летняя пенсионерка. - Была здесь больница большая (Римма Петровна разводит руками и, кажется, пытается объять все пространство) - родильное отделение, хирургическое, стоматологическое, терапевтическое, инфекционное.

Молодая семья Нечаевых приехала работать в Андогскую больницу по распределению из Вологды. Римму Петровну направили стоматологом, Сан Саныч устроился в соседней деревне культоргом в Доме культуры.

А потом все заросло, - говорит Сан Саныч. - Районная больница решила продать здание, мы и купили. Держали хозяйство, две коровы было, а теперь уже силы кончились - только куры и остались.

А в каком году больница закрылась?

Так при Горбачеве, - Сан Саныч морщится. - Мы в Кадуе жили, из Демидово уехали еще в 80-х, когда сын родился. Тут куда его было деть? Я работал, жена тоже, в доме холодно. А в районе нам дали квартиру, мы и уехали. Жена там продолжила работать стоматологом, а я с культурой завязал, переквалифицировался на бульдозериста.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Мы сюда вернулись вспомнить нашу молодость… - улыбается Римма Петровна.

Потолок здесь провалился прямо в комнату, печное отопление не действовало. Но перекрытия восстановили, печки переложили, - Сан Саныч ведет нас в дом.

В одной из дальних комнат на табуретке стоит двадцатилитровая бутыль с брагой.

Это из смородины вино - без дрожжей, без всего. Правда, малина туда добавлена.

Две дальние комнаты дома раньше занимал хирург, Нечаевы жили в помещениях нынешней кухни и спальни. Сегодня в комнатах хирурга, по словам хозяев, что-то вроде склада, где хранятся отжившие свой век вещи.

Мы тут круглый год. Пасека у нас, собираем мед. - Римма Петровна демонстрирует вазочку с медом.

А если плохо вдруг станет? Скорая к вам приезжает?

Ну-у-у-у, - Римма Петровна тянет, словно обдумывая, как лучше ответить, - приедет она, конечно. Но я сына вызываю, он из Кадуя быстрее добирается и везет меня, если что, в больницу.

А продукты?

В магазин ходим - шесть километров отсюда.

Не, пешком-то не бывали, то на попутных машинах, то на автобусе.

Этап второй: обозначить границы

Несмотря на то, что люди жили в этих местах еще два века назад, а в советские времена здесь была крупная больница, официально деревни Демидово до сих пор не существует. После того как в 1992 году Нечаевы оформили в собственность участок с домом, их активность по легализации населенного пункта временно прекратилась. Доказать, что они все же живут в деревне, а не в чистом поле, пенсионеры решили уже в двухтысячных.

Замглавы местной администрации Ольга Ростиславовна Кознева рассказывает, что пять лет назад к ней пришли Римма Петровна и Александр Александрович. С тех пор накопилась внушительная кипа документов. Первый из них - протокол публичных слушаний, на которых местные жители (Римма Петровна и Александр Александрович) утвердили название будущей деревни, ее границы и проект планировки.

Собственно границы деревни - это участок Нечаевых. Площадь - полтора гектара. По бокам от участка лес, спереди дорога, сзади - поле, за ним снова лес. Где конкретно полтора гектара собственности начинаются и где заканчиваются, неясно, да тут это никому и не важно - соседей нет, а медведи на землю пока не претендуют.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Правда, участком кормиться нынче в деревне тяжело. И дорого. Не всегда выращенные овощи окупают потраченные на них усилия и деньги. Машина навоза стоит 1800 рублей. Без учета доставки.

На столе у Нечаевых скромно, но не бедно. Хлеб, колбаса с сыром, масло - все магазинное. Мед с собственной пасеки. На запах из соседней комнаты приходит кошка Алиса. Всего кошек в доме три.

Служи, ну, служи, - Римма Петровна держит в руках кусочек колбасы.

Кошка слова хозяйки сначала игнорирует, но потом все же встает на задние лапы и замирает.

Был еще кот, - Сан Саныч, уже минут десять стоит у двери, подперев плечом печку, - но пал смертью храбрых. Он по всем окрестным деревням ходил, где-то попало ему. Потом смотрю - лиса его ест.

Где смотрите?

Да здесь, на участке. К нам тут и медведи приходят, и зайцы, и олени, и кабанчики.

Этап третий: получить разрешение

После проведения публичных слушаний пришло время получить согласие на регистрацию деревни у властей. Самое первое письмо с просьбой организовать деревню Нечаевы направили в районную администрацию. Ответ - «в компетенции областных властей». В другом документе, уже из областной администрации, чиновники пишут, что в целом только «за», однако название деревни Демидовское нужно согласовать в Росреестре - федеральной службе, отвечающей за «нейминг» всех географических объектов.

Проблемы с названиями у местных жителей возникают не в первый раз. В начале двухтысячных Великосельское муниципальное образование вошло в состав Никольского. В результате в последнем появились две деревни с одинаковыми названиями - Старина. Местных это не сильно беспокоило, но власти, чтобы избежать путаницы, стали называть одну из них Старина-Великосельская.

Чтобы добраться до Старины (та, которая обычная), нужно проехать еще несколько километров по дороге, построенной явно не в последнем десятилетии. Хотя все большие ямы аккуратно залатаны. Зимой, говорят, снег здесь расчищают в трехдневный срок, так что проблем с поездками в райцентр не возникает.

Дорогой местным жителям приходится пользоваться часто. Все социальные объекты муниципального образования Никольское (а это 78 деревень) сосредоточены в его центральной усадьбе - одноименном селе. Четыре магазина, все частные, хотя по привычке местные именуют один из них «Райпо», отделение «Почты России», единственный на всю округу медпункт. Врача, правда, не хватает - его в район забрали. По словам местных, у них всегда все хорошее забирают в район.

В Никольском работает и единственная на все 78 деревень школа. Еще есть школьный интернат и центр реабилитации для несовершеннолетних - единственные на весь район.

Там же как - мама запила, по-русски говоря, а его, значит, туда, - рассказывает замглавы Никольского. - Ребенок может там до полугода жить. Или мама одна ребенка воспитывает, а надо ехать в командировку, куда ребенка деть? Пожалуйста, центр и его возьмет.

«Сбербанк» в селе закрыли на ремонт. Чтобы не оставлять местных жителей без доступа к финансам, в село регулярно приезжает мобильный офис банка. Регулярно - это дважды в неделю.

Всего в муниципальном образовании живет 1200 человек, 450 из них - в Никольском. Большие магазины - только в райцентре.

Нумерация домов в самом Никольском появилась только в 2000 году. До этого в паспортах писали просто - Кадуйский район, село Никольское. Где кто жил в Никольском, неизвестно. У местных в обиходе была своя нумерация. Дом номер 8 - это восьмой по счету от магазина. Или от почты.

В дальние деревни продукты привозит автолавка, обычно раз-два в неделю. В теплое время года ездит еще и цистерна с молоком.

Демидово, кстати, не единственный малонаселенный пункт в районе. В соседних Калинниково и Милехино живут и вовсе по одному человеку.

Этап четвертый: согласовать название

Чтобы окончательно зарегистрировать деревню, Нечаевым осталось пройти последний этап - получить согласие Росреестра. Федеральная служба должна согласовать название населенного пункта. В документе, который семья направила в ведомство, на двух страницах подробно описывается, почему деревня будет носить название Демидово.

Если коротко - во второй половине XIX века на месте нынешнего поселения стараниями купца Демидова были возведены несколько жилых строений, церковный дом и торговая лавка. Были у Демидова магазины не только здесь, но и в Череповце и Вологде.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Директор Кадуйского краеведческого музея Геннадий Васильевич Загребин рассказывает, что, по легенде, местные крестьяне собрали денег, чтобы выкупить земли Андогских сел (именуемых так по названию самой большой местной реки) у помещика. Оформлять их отправили молодого крестьянина Демидова. Тот был не против. Правда, в итоге оформил все земли на себя, а крестьяне так и остались ни с чем.

Решение Росреестра - последнее, что требуется для того, чтобы деревня появилась на картах. После этого на повороте к Демидово можно будет установить аншлаг - дорожный знак с наименованием населенного пункта. Пока же на ближайшей к деревне остановке красуется повесивший голову цветок и надпись «Андогская больница».

На больших банках на полке в доме в Демидово стоят банки с надписями «Зверобой» и «Таволга». Римма Петровна и Сан Саныч лечатся, как и многие в деревнях, в том числе и народными средствами. Травы собирают сами. Как и грибы, которые во влажных вологодских лесах растут лучше, чем борщевик на заброшенных полях.

Мы по осени часто ходим в сельники за волнухами, - говорит Ольга Ростиславовна.

Куда и за чем?

Ну, сельники, это как ельники, только там не только ели. А волнухи… - Ольга Ростиславовна не находит слов, - ну, волнухи... Волнушками их называют еще, но у нас так не говорят.

Из окна кухни видно раскидистую, но приземистую яблоню. Раньше на этом месте был стоматологический кабинет. Попивая по утрам чай, Сан Саныч наблюдал в окно за тем, как работает его жена.

Римма Петровна просит мужа принести гармонь. В молодости она не только лечила зубы, но и была главным гармонистом больницы, ездила на фестивали. На ее инструменте до сих красуется наклейка «Смотр художественной молодежи РСФСР в Вологде».

Умелыми движениями пенсионерка растягивает меха, заводит плясовую. Ольга Ростиславовна начинает притопывать и прихлопывать. Через несколько минут хозяйка кладет инструмент на стол и комната на некоторое время наполняется тишиной.

Так и развлекаемся здесь, - говорит хозяйка, - еще в гости ходим. То в Кадуй приглашают, то в Череповец, а так в соседние деревни ходим, все здесь общаемся. Мы здесь все как родня.

Вот соседка звонила, - трясет мобильным телефоном Сан Саныч, - она в 400 метрах от нас живет, но это соседняя уже деревня. С другой стороны сосед - 500 метров, с третьей - 700.

Я тут по радио слышал, - Сан Саныч хитро улыбается, - что 7 октябрясобираются учредить праздник Вежливых людей. Как по мне, так надо каждый день в году таким праздником сделать. Вежливости нам всем очень не хватает.

Мы допиваем чай и вежливо прощаемся.

Этап последний: уехать

Когда деревня будет зарегистрирована, Нечаевы наконец смогут оформить дом. Чтобы продать. Они, в общем-то, и задумали всю историю с регистрацией деревни для того, чтобы вернуться в собственную квартиру в Кадуе, которую им выдали при советской власти. За двадцать лет жизни вдали от цивилизации пенсионеры устали от плохого транспортного сообщения, отсутствия магазинов и привычных для городского жителя коммунальных удобств. Вместе с домом пенсионеры готовы отдать потенциальному покупателю и трактор.

Кто приедет жить в новую деревню после них - непонятно. Возможно, дом приобретут дачники, которые, по словам местных жителей, скупили половину района. Возможно, новая деревня станет для этих людей домом. Хотя, скорее всего, сезонным.

Общину Вашей Мечты.

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО:

Ольховой Дмитрий – Отзывы, Предисловие, Главы 4‑5, 7‑8, 10‑12, 14‑18,

Приложения.

Загоруйко Оксана – Введение, Главы 1‑3, 9.

Болгаре Диана – Глава 6.

Ольховой Павел – Глава 13.

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ:

Перед тем, как вы, горя светлыми идеалами общинной жизни, проведете первое собрание вашей группы,

встретитесь с вашим первым риэлтором и забьете ваш первый гвоздь, обязательно прочитайте эту

важную книгу: она увеличит ваши шансы на успех просто неизмеримо и абсолютно точно сэкономит вам

деньги, время и душевные силы. В дружественной, но твердой (а иногда забавной) манере Диана Кристиан

предлагает изумительный объем практической информации и здравые, проверенные на опыте, советы.

Ура! Вот новейшая, наиболее всеохватывающая библия для строителей альтернативных поселений. Она

освещает все аспекты проблемы жизненно необходимой информацией и десятками примеров того, как

успешные общины преодолевали препятствия и воплощали свою мечту о новой жизни. Предостерегающие

истории о горьком неудачном опыте и о том, как поселения распадаются, помогут избежать повторения

чужих ошибок. С тех пор, как я написал предисловие к книге Ингрида Комара «Жить Мечтой» (1983)2,

рассказывающей об общине «Дубы‑Близнецы», я не встречал до такой степени полезной и вдохновляющей

книги по этой теме.

Эры»3.

Действительно ценное руководство для любого, кто мечтает о создании альтернативного поселения.

Хотел бы я иметь что‑то подобное лет...дцать назад!

Многолетний житель альтернативного поселения.

1 Ernest Callenbach , “Ecotopia” and “Ecotopia Emerging”.

2 Ingrid Komar, “Living the Dream”.

3 Hazel Henderson, “Creating Alternative Futures” and “Politics of the Solar Age” .

4 Starhawk, “Webs of Power” , “The Spiral Dance” and “The Fifth Sacred Thing”.

Каждый потенциальный экопоселенец должен прочитать это. Эта книга будет важнейшим

путеводителем и руководством для многих активистов Пермакультуры, живущих в общинах или

делающих для них проекты.

Билл Моллисон, один из основателей движения Пермакультуры, автор книги «Пермакультура:

Руководство дизайнера»5.

Создание новой культуры жизни в мире друг с другом и с природой ‑ это наша необходимость номер один.

И вот нужная книга в нужный момент! «Творим совместную жизнь» поможет организаторам общин

избежать роковых ошибок. Мне не терпится рассказать об этом людям.

Хильдур Джексон, сооснователь GEN (Глобальной Сети Экопоселений), редактор альманаха «Жизнь

В экопоселении: возрождение Земли и Ее людей»6.

«Творим Совместную Жизнь» ‑ это всеохватывающий, увлекательный, практичный, хорошо

организованный и полностью применимый труд любви. Дай Бог, чтобы массы пылающих светлыми

образами основателей и фанатов экопоселений открыли его для себя перед тем, как начнут свое

приключение, и избежали бессмысленных и порой столь болезненных уроков, возникающих от попыток

повторно изобрести колесо. Эта книга ‑ подарок человечеству, облегчающий движение к столь трудно

достижимому идеалу общины, дающий топливо для квантового скачка к цветущему, справедливому и

устойчивому будущему.

Джеф Козни, продюсер и редактор видеоальманаха «Образы Утопии: эксперименты на пути к

Устойчивой культуре»7.

Любой смог бы построить деревню, поселок или жилой массив, но большая проблема ‑ наполнить их

людьми, способными ужиться друг с другом, приходить к согласию и вместе действительно достичь

большего, чем поодиночке. Если вы все‑таки решились идти по этому пути, ‑ и эта потрясающая книга

покажет как, ‑ то, возможно, у вас есть реальный шанс начать жить устойчиво и своим примером

изменить этот мир. С каждым днем я все более восхищаюсь этим всеохватывающим, практичным и

увлекательным руководством.

Альберт Бэйтс, директор Эковиладж Тренинг Центр и международный секретарь Сети Экопоселений

Америки8.

Создание успешной общины требует особого соединения богатого воображения и практичности,

сплетенных воедино мудростью. Вы можете считать эту книгу волшебным зеркалом. Если ее

исчерпывающая, основанная на опыте практичность очаровывает вас, значит вы, вероятно, имеете

достаточно мудрости для того, чтобы воплотить вашу Мечту.

Роберт Гилман, основатель и редактор ежеквартального альманаха по устойчивой культуре «В

Так много общин с самыми светлыми намерениями терпят крах, потому что они не знают не только где

искать ответы, но и даже какие вопросы задать. Эта книга предлагает богатую и детальную

информацию, способную помочь поселениям понять, что будет более верным в их конкретной ситуации, и

существенно повысить их шансы на успех.

Кэтрин МакКамант, жительница домовладельческой общины, архитектор и менеджер проектов,

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

5 Bill Mollison, “Permaculture: A Disigner’s Manual” .

6 Hildur Jackson, “Ecovilage Living: Restoring the Earth and Her People” .

7 Geoph Kozeny, “Visions of Utopia: Experiments in Sustainable Culture”.

8 Albert Bates, Ecovillage Training Center, Ecovillage Network of the Americas.

9 Robert Gilman, “In Context” , “Ecovillages and Sustainable Communities”.

10 Kathryn McCamant, “Cohousing” .

Когда в апреле 2005 года я пришел в анастасиевское экопоселение Родники, я не особо задумывался

о том, что для создания полноценного живого альтернативного поселения необходимо что‑то большее, чем

просто «приехать на землю и поселиться там». Я не посмотрел ни на людей, которые должны были стать

моими соседями и сотрудниками, ни на сложившиеся между ними отношения, обычаи и договоренности (а

равно отсутствие таковых), ни на финансовые условия, ни на юридические документы будущего поселения

– я просто приехал, воткнул в землю колышек, поставил палатку и остался там жить. Настолько жгучей

была моя жажда обрести свою собственную землю и свою свободу, которой я не видел в городской жизни,

что все остальное для меня не имело значения. Я не искал поселение, я не искал подлинных

единомышленников – я искал просто землю, где можно было бы жить, которая смогла бы стать мне домом.

И первые полгода после того, как я построил‑таки свой первый дом на своей земле, я был счастлив.

Без всех этих городских искусственных сложностей, без многолетнего труда и ипотеки, без миллиона бумаг

– просто благодаря своей решимости, упорству, своим рукам и помощи близких людей, я стал хозяином

своего Дома и своего собственного кусочка Родины. Наверно, счастье всегда сопутствует тому, кто остается

верен своей мечте и доводит ее воплощение до конца.

Однако уже на второй‑третий год моей жизни в Родниках стало ясно, что построить свой дом и

построить живое поселение, где бы я мог жить и трудиться в окружении друзей и единомышленников – это

две большие разницы. Для создания поселения необходимы согласованные усилия многих людей, нужна

определенная разумность и целеустремленность, умение договориться друг с другом, нужно понимание

законов, по которым развиваются человеческие сообщества. Ничего этого в Родниках не было. Люди

приходили в поселение, высказывали кучу грандиозных идей, начинали что‑то делать, наталкивались на

непонимание и противодействие соседей, безрезультатно пытались договориться, ссорились и ругались,

разочаровывались и уходили. И на шестой год жизни в «поселении» я чувствовал себя таким же

отшельником, «чужим в чужой стране», как и в первый. По истечении семи лет существования «поселение»

состояло из 11 человек, большей частью пожилых одиноких женщин. Ни какого‑либо производства, ни

своей школы, ни системы управления, ни ясных правил на полях не было. Это был Дикий Запад, где каждый

пытался по‑своему выжить и отстоять свои личные интересы, и ясного понятия того, ради чего мы вообще

здесь собрались вместе, не было ни у кого.

Сегодня, спустя шесть лет после моего прихода в Родники, ситуация с организацией анастасиевских

поселений мало изменилась. Конечно, те помещики, которые поселились на своей земле с самого начала и

за эти 5‑7 лет прошли через все мыслимые и немыслимые «притирки» и конфликты, сейчас уже очень

серьезно задумываются о таких вещах, как община, устав, единые правила, общие договоренности,

финансовая прозрачность, равномерное распределение власти и ответственности и т.д. Эти люди начинают

интересоваться опытом Ковчега и других успешных поселений, начинают анализировать и искать

закономерности. Однако новички – все те, кто сегодня приезжают в существующие поселения «искать свою

землю», а равно подавляющее большинство организаторов новых поселений – как анастасиевских, так и

других, ‑ мыслят и сегодня ровно так, как мыслил в 2005 году я: самое главное – хорошая земля, а все

остальное – «приложится». Если удастся найти живописный участок на южном склоне на берегу горного

озера – то все остальное не имеет значения. Даже если окажется, что из 100 человек, взявших гектары по

соседству с твоим, ни один никогда не станет твоим другом.

В итоге, первый шаг, с которого организаторы начинают создание поселения, ‑ это поиск земли.

Чем красивее место, тем, как хочется думать, больше шансов на успех. И мало кому приходит в голову, что

в реальности все может быть как раз наоборот: чем красивее земля, тем больше в группу притягивается

пассивных инвесторов, желающих выгодно вложить свои средства в привлекательную недвижимость и

совсем не настроенных что‑то делать на своем поместье и жить в нем. Тогда как относительно невзрачную

землю (как в Ковчеге или в СветоРусье) жертвы «гектарного соблазна», как правило, обходят стороной,

оставляя место реально активным поселенцам… Кто бы мог подумать?..

оно заселится постоянными жителями, а не наоборот?

Кто бы мог подумать, что в тех поселениях, где есть строгие правила и всем нарезают одинаковые

участки, люди окажутся счастливее и будут жить более мирно, чем в поселениях, где провозглашена

свобода, и каждый может взять себе столько земли, сколько пожелает?

И кто бы мог подумать, что те прекрасные люди с добрыми взглядами, поющие вдохновенные

песни о светлом будущем Новой России и так любящие природу и животных, окажутся такими

безответственными, эгоистичными, меркантильными соседями и просто неадекватными людьми, когда дело

дойдет до решения вопроса о поведении на территории экопоселения их собак? Кто бы мог подумать, что

какой‑то вопрос о собаках расколет поселение на два непримиримых лагеря и доведет бывших

единомышленников до открытой ненависти друг к другу?

А ведь таких незаметных, на первый взгляд, но, тем не менее, статистически неумолимых

закономерностей в деле создания альтернативных поселений – огромное множество. И, самое удивительное,

одни и те же «грабли» повторяются из раза в раз в самых разных поселениях, даже таких, которые находятся

на разных континентах и населены людьми, казалось бы, совершенно непохожих культур! И вот,

оказывается, многие из тех, кто участвовал в опытах построения новой, счастливой жизни, оставили нам

интереснейшие, живые описания всех этих сложностей, проблем, поисков, удачных и неудачных решений,

через которые им довелось пройти. Оказывается, люди интересовались вопросом о том, как построить

успешное, счастливое, устойчивое общество, очень‑очень давно. На эту тему уже многое написано! – не

только красивые идеи, но и реальный опыт! И, как и во всем, здесь есть самые разные истории – и

блистательных побед, и сокрушительных поражений. Глядя на них, мы можем со вздохом разочарования

сказать: «Ну, раз уже столько времени люди пытаются, а на земле до сих пор не рай, то и у нас ничего не

выйдет!», а можем вдохновенно расправить плечи и броситься в бой: «Если это получилось хотя бы у

одного из десяти, значит это возможно!»

Одно и то же знание может послужить спасением для того, кто настойчиво стремится к победе, и

железобетонным оправданием собственной неудачи для того, кто не решается сделать еще один шаг вперед.

Насколько важно отстаивать свою исключительность, повторить тысячи ошибок, но найти‑таки решение

самому? Насколько важно быстро и эффективно достичь желаемого? В конечном счете, каждый сам

выбирает ответы на эти вопросы; наша же задача состоит в том, чтобы сообщить новость, которая для кого‑

то может оказаться спасительной:

Успешный опыт создания альтернативных поселений существует, и существуют даже

описания пути к нему, вплоть до конкретных шагов. И если прислушаться к голосу тех, кто прошел

его до нас, мы можем начать свой собственный путь не пробираясь ползком сквозь колючую

проволоку, а стоя на плечах гигантов.

Когда в 2009 году я впервые открыл книгу Дианы Кристиан, я был поражен. У меня было такое

все наши разговоры о наболевшем. Я открываю какой‑нибудь абзац «Типичные ошибки при создании

экопоселений» и вижу список из шести пунктов, где один к одному описана наша Родниковская

случай…» ‑ и у меня возникает ощущение, что тот, кто это писал, подслушал разборки на нашем последнем

собрании. Я открываю параграф «А вот как поступают поселения, добившиеся успеха» ‑ и читаю слово в

слово то, что до меня настойчиво пытались донести ребята из Ковчега. И ведь все это написал человек,

никогда не бывший в России и на тот момент еще не читавший никаких книг Мегре!

Похожего было очень много. Настолько много, что сразу стало ясно, что книгу просто необходимо

донести до наших российских экопоселенцев. И в особенности потому, что автор совсем не ограничивается

описанием этих так хорошо знакомых нам проблем – автор пишет очень‑очень конкретные вещи о том, что

можно с ними сделать! Что с ними сделали, как их решили те поселения, которые считаются успешными. И

хотя различий между «нами» и «Западом» тоже оказалось немало, само видение этих различий оказалось

удивительно полезным ‑ как для понимания людей с «неортодоксальными взглядами» внутри самого

анастасиевского движения, так и для понимания того, «куда катится» наша страна и куда она будет катиться

и правительство.

И вот, мы углубились в этот текст и начали с ним работать.

В процессе работы над переводом я увидел много интересных и важных моментов, влияющих на

развитие экопоселений, о которых я мало задумывался раньше. Прежде всего, я увидел коренное различие в

мотивации – почему люди создают альтернативные поселения – здесь, в России и там, на Западе.

Мечта почти любого известного мне горожанина, заинтересовавшегося темой экопоселений, ‑

прочитал ли он книги Мегре или нет, ‑ это стать Хозяином, самодостаточным единоличным властелином на

своей земле, который сам решает все хозяйственные и политические вопросы так, что «эти ребята сверху»

ему «больше не указ». Настолько нас всех достала советская принудиловка, коллективиловка и уравниловка,

что «Я САМ!!!» становится просто болезненной необходимостью для любого мужчины, которому больше

невтерпеж «молчать в тряпочку». И поэтому образ самодостаточного родового поместья, в котором «все

мое» и куда я пускаю «только своих», становится пределом мечтаний.

На Западе, как оказалось, все по‑другому. Вся эта Американская Мечта, вековой культ «сильного

мужчины» и этого самого «Я САМ!!!», культ частной собственности, «мой дом – моя крепость» дошел до

такого предела, когда люди попросту разучились общаться друг с другом, утратили смысл этого общения.

Соседи практически не общаются с соседями, не ходят в гости. Как говорится, утром «Хай!», вечером

«Бай! » 11 Сосед, другой человек, другой мужчина, другая женщина уже на подсознательном уровне не могут

восприниматься иначе, как соперник, конкурент, еще один скрытый претендент на мое пространство, мою

землю, моего мужа, мой успех... И в этих условиях идея о том, что возможно мирно и счастливо жить

ВМЕСТЕ!, звучит как неожиданная, как революционная, как утопия: « опять эти недобитые commies12... » И

именно эта идея – жить вместе – становится краеугольной в идеологии американской контркультуры,

альтернативщиков и экопоселенцев. Если среднему американскому домохозяину (особенно если он сумел

11 Цитата из письма русской женщины, живущей в американской деревне. Источник ‑

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n‑43797.

12 Коммунисты, коммуняки (амер. слэнг).

расплатиться со своими кредитами) сказать: «мы за самодостаточное родовое поместье!», он не поймет

фишки: «у меня ЕСТЬ своя земля, я самодостаточен!» А вот если сказать «Мы будем жить ВМЕСТЕ в кругу

единомышленников, близких людей» ‑ вот это будет Идея!

В каком‑то смысле можно сказать, что Запад опередил нас, и для того, чтобы понять весь

глубинный смысл этого странного желания быть вместе , творить вместе , строить дома группой, по‑

соседству , нам необходимо сначала вдоволь наиграться в своих содружествах родовых поместий в полную

независимость и Дикий Запад с крутыми ковбоями и револьверами. Как сказал один из наших помещиков,

Нужен ли в поселении Родники Общий Дом? Конечно же, нужен! Ведь если будут только родовые

поместья, где каждый будет самодостаточен, то где же мы сможем похвастаться друг перед другом,

кто кого самодостаточнее? Должна быть какая‑то нейтральная территория, этакий салун, где все

самодостаточные ковбои могут на равных собраться, пощеголять хромированными ревóльверами и

ручными медведями, померяться своей богатырской силушкой, устроить дебош, побить посуду и по‑

братски скинуться, чтобы за нее расплатиться... А иначе... Какой толк от того, что ты сам себе хозяин,

если никто об этом никогда не узнает?

Но, наверно, может оказаться и так, что в чем‑то и Россия опережает Запад, ибо люди, понявшие из

«Зеленых Книг» больше, чем другие, смогут пережить по‑новому свою связь с принадлежащим им кусочком

земли – не как собственность , но как сопричастность и ответственность за эту землю.

История не любит крайних и окончательных решений, и каждое новое поколение, каждая новая

цивилизация по‑своему расставляет приоритеты в этих вечных вопросах – свое и общественное , сам или

вместе . И сегодня у каждого экопоселенца есть шанс попробовать, прожить на опыте несколько возможных

вариантов и сказать в итоге свой ответ.

Еще одно отличие Запада от России, которое очень впечатлило меня, ‑ это то, что там, в Европе и

Америке, нет никаких книг Мегре , но в разных концах планеты люди все равно с удивительным

единодушием создают свои маленькие «общества Будущего» и точно так же, как наши экопоселенцы, с

первого взгляда выделяют друг друга в толпе, узнают «своих». Как им это удается, как они понимают, что

вот этот человек – «наш», если они не могут спросить его « а ты читал «Анастасию»? »? Если не

существует какого‑то формального символа, признака, по которому можно было бы распознать

единомышленников? Я был на конференции экопоселений Европы в Португалии и видел своими глазами,

как это происходит. Они узнают друг друга по стилю одежды, по глазам, по интонации, по неизвестно

откуда возникающей симпатии, по какой‑то синхронистичности мыслей – они узнают друг друга на

невербальном уровне, на уровне чувств, и для этого не требуется даже знать общий язык. Я сам пережил это

волшебное ощущение близости, синхронности с людьми самых разных национальностей – немцами,

итальянцами, словенцами, американцами... Едва увидев друг друга, мы уже понимали, что этот человек –

близкий, один из НАС...

Любые идеи, записанные в самой лучшей книге, можно исказить, превратить в догму и

использовать для деления всех людей на «правильных практикующих» и «врагов», «заблудших». Можно

завести официальный сайт Движения и разместить там руководящие инструкции о том, как правильно

понимать Идею , а какое понимание считается подменой образов . Можно годами ломать копья о том, как

спасти Движение от подмены или ошибки образного периода . Можно выбрать себе в соседи тех, кто

прочитал ВСЕ Книги и нарисовал план поместья, ‑ и все равно жестоко ошибиться. Но вот это удивительное

чувство узнавания, вот эта любовь с первого взгляда, вот эта синхронность мыслей и чувств – мне очень

сложно представить, что ЭТО может подвести, что ЭТО способно ошибаться. И мне кажется, что если бы и

мы в наших поселениях, выбирая тех, кто будет жить рядом, смотрели не на то, какие книги человек читал, а

прислушивались к вот этому чувству близости, мы жили бы намного гармоничнее.

Наконец, третья важная вещь, которую открыла для меня книга Дианы Кристиан, ‑ это ясная,

выпуклая панорама того, что же такое пресловутая частная собственность на землю , которую сегодня

так много пропагандируют, в том числе и сами анастасиевцы. Когда читаешь рассуждения о том, к каким

уловкам следует прибегать, чтобы банк смилостивился и выдал группе кредит на покупку земли, когда, как

что‑то само собой разумеющееся, звучит мысль о том, что община предоставляет своим нуждающимся

членам деньги под проценты , когда как успешное решение описывается ситуация, где община сумела

расплатиться со своими долгами на 12‑й или 18‑й год, ‑ очень сложно удержаться от содрогания и

отвращения. Однако такова реальность в современных Соединенных Штатах – почти любая покупка

недвижимости осуществляется через частный заем (в лучшем случае) или банковский кредит. Из всей

совокупной суммы, которую покупатель платит за землю, до 2/3 (!!!) достается банкам в виде

кредитных процентов , т.е. кто бы у кого бы и для чего бы ни купил землю – больше всех выиграет от этого

банк, который будет финансировать покупку. А купить землю за имеющиеся наличные средства просто

оказывается нереально. Ну и, конечно, не следует забывать о том, что до 10% от цены недвижимости

получит еще риэлтор – человек, которого нанял продавец, чтобы найти такого выгодного покупателя , как

А цены на землю постоянно растут, и гораздо быстрее инфляции, по банальной причине: каждый

из собственников, купивших свои несколько акров с такими затратами пота, крови и слез,

естественно, хочет при продаже хотя бы вернуть свои деньги . Допустим, рыночная цена земли была

200000 долларов. Но для ее покупки пришлось взять кредит и уплатить 200000 продавцу и еще 200000

банку. Неужели после этого человек согласится уступить свое кровно нажитое достояние меньше, чем за

400000? К тому же, при продаже 10% придется отдать риэлтору, а значит, чтобы опять‑таки ничего не

потерять, нужно накинуть цену до 444000! И потом, не нужно забывать про инфляцию: 400 тысяч,

полученных сегодня – это не те 400 тысяч, которые я потратил несколько лет назад. Значит хорошо бы

накинуть еще хоть какие‑то проценты!

И ведь это только естественное стремление компенсировать фактически понесенные расходы! Что

уж говорить о тех, кто пытается еще и заработать при перепродаже? Вот так, без всякого злого умысла,

каждые 10‑15 лет цены на землю больше, чем удваиваются.

Нужно ли гадать о том, кому выгодна такая система? Долго ли нужно считать, чтобы понять, что

проигрывают в этой ситуации как покупатели, так и продавцы , потому что продавшему старый дом нужно

же будет теперь купить новый! И, тем не менее, вся эта система продолжает сохраняться, потому что где‑то

в подкорке каждого американца продолжает жить американская мечта «богатого папы» Роберта Кийосаки –

разбогатеть исключительно за счет инвестирования в выгодную недвижимость. Если цены на недвижимость

не будут расти, где еще останется та беспроигрышная стабильность, в которую можно будет вложить деньги

и без труда получать стабильный доход?

Я останавливаюсь так подробно на этом вопросе по одной простой причине: Россия сейчас... нет, не

идет, а правильнее сказать, ‑ катится по этому же пути. У нас уже много где распроданы перекупщикам

бывшие колхозные и государственные земли, у нас уже тоже появилась ипотека, и цены на землю у нас уже

вырастают в 10 раз не за 20 лет, а всего за 3‑4 года. И у нас уже тоже звучат те же заманчивые лозунги:

«хочешь стабильности – вкладывай в недвижимость!» Я не знаю, управляет ли кто‑то этим процессом

осознано, или это просто естественная инерция, но, как и в США, единственная сторона, которой это

реально выгодно, – очевидна. Будем ли мы, русские, поддерживать эту систему? Будем ли ратовать за

частную собственность на землю или найдем другой, более гуманный и общеполезный вариант? Будем ли

лелеять американскую мечту стать «богатым папой» или найдем способ богатеть не за счет соседей? Будем

ли брать ипотечные кредиты и поддерживать банковскую систему? Вот еще один исторический выбор,

перед которым стоят сегодняшние экопоселенцы.

Итак, обо всем этом –

как создать не просто самодостаточное поместье, но живое сообщество, крепкий

коллектив, новую модель отношений, новую культуру;

как реализовать идеалистические мечты в существующих жестких финансовых,

юридических и экономических условиях, как совместить «физику» и «лирику»;

как выявить истинные намерения людей, собравшихся в одну группу, и при каких

условиях они смогут создать единое поселение;

что способно объединить людей крепче, чем общие прочитанные книги;

как предотвратить и как решать типичные проблемы экопоселений и

альтернативных сообществ;

как находить «своих» людей и как разрешать конфликты, не делая никого виноватым?

как живут и чем дышат наши американские соратники по строительству

счастливого будущего, и в чем нам повезло больше, чем им –

с огромной любовью и здоровым юмором рассказывает книга «Творим совместную жизнь» ‑

результат обобщения огромного опыта самых разных поселений и сообществ.

Приступая к работе над книгой, мы исходили из того, что готовим прикладное издание для

конкретного круга людей – создателей российских экопоселений и общин. Именно этот – прикладной –

подход обусловил некоторые особенности нашего перевода, о которых хотелось бы сказать.

1) Ясность мысли важнее буквальности перевода. Работая над текстом, мы стремились к тому,

чтобы, прежде всего, досконально понять мысль автора, а затем передать эту мысль наиболее подходящими

русскими словами, даже если итоговая фраза не совпадала с источником буквально. В оригинальном тексте

встречалось немало мест, которые при буквальном переводе на русский язык можно было бы истолковать

двусмысленно или не понять вообще. В таких случаях мы стремились переформулировать предложение так,

чтобы смысл становился однозначным, где‑то вставляя дополнительные поясняющие слова, где‑то,

наоборот, сокращая слишком громоздкие конструкции. В тех местах, где были вопросы, которые мы не

могли решить самостоятельно и при помощи Яндекса, я задавал вопросы по электронной почте лично Диане

Кристиан и получил подробные разъяснения.

Хотя, при всем при этом, наш перевод отнюдь нельзя назвать вольным – он достаточно буквален как

в плане соответствия конкретных предложений оригинала конкретным предложениям перевода, так и в

2) Разъяснение непонятного и погружение в культуру. Различия между американской и

российской культурами неизбежно отражаются и в языке, и далеко не каждому английскому слову легко

подобрать соответствие даже просто потому, что в нашей реальности отсутствуют многие явления,

общеизвестные в США. И если давать в переводе просто транскрипции слов, обозначающих такие явления,

– консенсус‑фасилитатор, Си‑Эс‑Эй‑фарм, мультилистинговая служба, девелопер, земельный траст, свит‑

лодж и т.д. – без объяснения смысла всех этих терминов, то в тексте образовалось бы немало «черных дыр»,

из‑за которых удобочитаемость книги в целом существенно ухудшилась бы. Поэтому для придания тексту

максимальной прозрачности нам пришлось погрузиться в исследование самых разнообразных областей

жизни – от устройства автономной канализации загородного дома до административного устройства США,

от истории Соединенных Штатов до специфического сленга американских альтернативщиков, комьюнити‑

активистов и нью‑эйджеров. Для прояснения неизвестных слов мы привлекали замечательный словарь

ABBY Lingvo, всепроникающий Яндекс, Википедию и множество других веб‑сайтов – как русских, так и

англоязычных ‑ и, в самых крайних случаях, писали письма с вопросами самой Диане, автору книги. Итогом

этой работы стали полторы сотни подстрочных примечаний, которые, как нам хочется верить, успешно

выполнят роль моста между культурами и позволят читателю существенно расширить свой кругозор.

Подробнее о переводе некоторых особо значимых и сложных терминов я пишу ниже.

3) Небольшие сокращения специфически американских реалий. Мы довольно долго думали,

переводить ли всю книгу или некоторые главы опустить. Дело в том, что ситуация с приобретением земли,

юридическим оформлением и с финансированием экопоселений в России и США сильно отличается (в

США – в «худшую» сторону), и если писать прикладное пособие для российских организаторов

реалии, в наших условиях окажутся не только бесполезны, но и, пожалуй, даже вредны. Поэтому поначалу

мы думали, что коль скоро наш текст носит прикладной характер, то нет смысла терять время на перевод

рассуждений о том, какой вид корпорации больше подходит для регистрации общины как юридического

лица в плане налогообложения, или о том, где и как найти банковский кредит на приемлемых условиях (ибо

без кредита цены на землю в США для многих групп оказываются неподъемными). Однако чем больше я

читал все это и ужасался над теми кабальными условиями, в которых оказались наши американские

собратья со всеми их ипотеками и частной собственностью на землю, тем больше я понимал, что

промолчать об этом тоже язык не поворачивается. Ведь очень многие русские всерьез говорят о том, что

хотят жить «как на Западе» и очень плохо представляют себе, что на самом деле это означает. Поэтому, в

конечном счете, большую часть финансово‑юридической проблематики я решил сохранить. Какая‑то часть

из написанного по этой теме действительно будет полезна российским экопоселенцам, а какая‑то – просто

позволит прочувствовать, «как живут на Западе» и увидеть, насколько благословенные условия для

создания экопоселений имеются у нас, в России. В окончательном варианте текста мы полностью опустили

только одну 16 главу и сделали несколько небольших сокращений в тексте других глав – т.е. убрали чисто

технические моменты (какие статьи американских законов применять, как их обходить и т.п.). При этом все

места сокращений мы обозначали знаком <...> , чтобы при необходимости можно было обратиться к

оригиналу и отыскать пропущенное место. Так что можно и здесь считать перевод аутентичным.

Было несколько моментов, которые вызвали особые трудности при переводе и заставили долго и

мучительно выбирать между несколькими вариантами, ни один из которых не казался идеальным. О

некоторых из них мне хочется здесь сказать, чтобы ответить на возможное недоумение со стороны тех

читателей, кто посчитает выбранный вариант не самым лучшим.

1) intentional community – ключевое понятие всей книги, не имеющее аналога в русском языке.

Буквально оно переводится как «целевое сообщество», «сообщество с намерением», «идейное сообщество»

‑ все буквальные варианты на русском языке, на мой взгляд, звучат либо коряво, либо слишком экзотично и

не рождают прямой ассоциации с «группой людей, выбравших жить вместе ради реализации общей идеи о

правильном образе жизни и желаемом будущем». Наиболее близкими по смыслу из известных мне русских

понятий, вызывающих в голове более‑менее ясный образ, представляются «альтернативное сообщество» и

«альтернативное поселение», и хотя эти словосочетания не является точным переводом, они гораздо вернее

передают картинку, идею, и поэтому мы решили оставить в тексте именно их. Иногда, когда это подходит

по смыслу, мы переводили intentional community просто как «община».

2) cohousing. Двойная сложность этого понятия связана с тем, что оно само по себе не является

оригинальным американским термином, а является калькой или переводом с датскоязычного оригинала,

который, как мне передал Михаил Шестеро, изучавший англоязычную литературу по кохаузингу, буквально

переводится на русский как «живое сообщество». Английское же слово cohousing буквально означает

«совместное строительство», «совместное домохозяйство». Какой‑либо русской традиции в переводе этого

понятия также обнаружить не удалось – книги по кохаузингу на русский не переведены, в сети мы нашли

один‑единственный русскоязычный сайт на эту тему – да и тот составлен таким же волонтером без

лингвистического опыта, как и мы.

идеологического течения, передать названием его смысл и сохранить благозвучность, мы, в конце кон

Не для кого не является секретом, что, величайшей в своем роде, Fallout 4 , благодаря своим уникальным и непревзойденным возможностям по крафту и строительству оставил позади Minecraft. Так, как вся интересующая вас информация по строительству была опубликована ранее, то сегодня хочу рассказать вам, дорогие игроки о более важных вещах.

Легкое строительство в Fallout 4

Уверен, что каждый из вас, хоть раз, чувствовал на себе проблему, где можно отыскать подходящее местечко, что бы можно было осуществить в реальность свои строительные фантазии? Помехами, в сложившихся обстоятельствах, были различные построения, мусорные баки, расположенные в неподходящем месте, рельеф, не такой как надо. Данные факторы негативно сказывались на вашей мечте, которая состоит в том, чтобы построить шикарную базу. Задача, как оказалось позже, решается на раз два. Разработчики, заранее подумав об этом, изобрели для подобных построек целый остров, отдельный от всего прочего. Заветный уголок расположен на юго-востоке побережья карты - Спектакль Айленд.

Но, ни в коем случае, не торопитесь отправляться туда, если ваш персонаж не достиг высокого уровня, ведь делать таким там нечего. Перед тем, как заняться строительством, территорию следует почистить от противников.

Защита Замка в Fallout 4

Также, в дальнейшем, у вас будет прекрасная возможность поучаствовать в одном из Минитменов, проявив себя в роли защитника. Для этого в ваше распоряжении поступит целый замок, в котором есть один большой минус: несмотря на то, что там огромное количество места для постройки, стены здания настолько старые и разрушены, что сводят на ноль всю свою защиту. Ваша задача-исправить данную ошибку любым возможным способом. А таких существует немного, всего один: нужно построить на пустыре стену, которая закроет брешь, и соединить ее с забором (чтобы взять в руки забор, нажмите (Е) и перетяните его в назначенное место).

Поселения в Fallout 4

В нашей игре можно выбрать одно из тридцати свободных мест для того, чтобы основать свое собственное поселение. Разница между ними состоит в том, что одни можно открыть сразу после того, как персонаж зачистить выбранную территорию от монстров, другие же станут доступными только после выполнения необходимого квеста. Для того, чтобы уважаемым игрокам было проще найти выбранную локацию, предоставляю специальную карту, которая поможет вам в этом. После того, как окончите квест или поубиваете всех врагов, быстрее посетите мастерскую, где указанны все указания для постройки нового поселения.

Торговые пути в Fallout 4

В случае, если у вас в наличии есть несколько собственных поселений, советую, как можно скорее, соединить их между собой торговыми путями. Такой шаг предоставит прекрасную возможность иметь общий доступ ко всему инвентарю между поселениями, независимо от того, в каком из них он находится.

Читайте также: Как быстро стать богатым в Fallout 4?

Соответственно, для вас открыты абсолютно любые ресурсы, которые позволят развиваться еще стремительней. Итак, наводим пример на любом сырье(пусть это будет медь). После соединения, вы можете строить генератор в поселении А, а брать медь для этого из поселения Б. Короче говоря, чем больше у вас будет ресурсов, тем выгоднее станет соединение, тогда вы уж точно почувствуете весь смысл такого действия.

Если вас заинтересовала такая перспектива, смело преступайте до объединения поселений. Для этого нужно иметь:

  1. Перка, под названием «Местный Лидер», его можете заполучить вместе с Харизмой 6;
  2. Поселенца, который ничем не занимается(свободен от работы), с помощью него вы будете перемещать нужные ресурсы, превратив его в ваш личный Корован;
  3. Также, пролаживать путь можно и с помощью напарников, что прекрасно справятся со своей ролью. Но в данную категорию не входят Псина и Кодсворт .

После того, как вы все обдумаете и сделаете свой выбор, заходите в режим Мастерской и подходите к избранному будущему корованщику, далее, укажите с каким именно поселением желаете установить торговое объединение (советую выбирать те поселения, которые находятся ближе всего от вас так, как в будущем их все нужно соединить самым кратким из всех маршрутом). Затем, после выполнения всех указаний, сможете наблюдать за тем, как ваш инвентарь соединяется со всеми поселениями, которые, благодаря вам, теперь имеют торговые пути.

Развитие поселений в Fallout 4

Ознакомившись с элементарными вещами по строительству и крафту, научившись азам соединения поселений и объединив несколько из них между собой, приступайте к следующему этапу, который позволит их развивать. В данном деле наш Fallout 4 почти идентичен (абсолютно бесплатная мобильная стратегия, предназначена для android и iOS ). В современном, огромном мире Fallout ваши задания будут, в основном, зависеть от меры убывания приоритетности и будут приблизительно в таком порядке:

  1. Удовлетворение различных потребностей всех, без исключения, поселенцев;
  2. Всевозможное развитие и строительство нужных зданий;
  3. Хорошая защита, приносящая уверенность, от частых нападений рейдеров и других жестких врагов;
  4. Управление разными ресурсами и сбор информации об всевозможных процессах.

Почти уверен, что ваше начальное поселение образуется возле уже знакомого нам под номером 111 (прямо у подножья холма). В придачу, получите под свое управление нескольких обитателей, которым очень важна ваша помощь. Ни в коем случае, не отказывайте, ведь с их помощью вам удастся, в разы быстрее, ознакомиться и понять какими являются их самые важные потребности, которые, с этого момента, будут находиться в вашей власти.

Ваша задача-контролировать число жителей вашего поселения и, вместе с тем, их потребности. Для этого нужно найти меню Мастерской и открыть его. В самом верху интерфейса можете увидеть нужную информацию: точную цифру жителей и, также, все типы ресурсов, они(выделены определенными цветами для того, чтобы игрок мог сразу, взглянув на параметры, определить статус поселения. Самым решающим показателем и мерилом развития является Счастья.

Читайте также: Кадры Fallout 4 в трейлере обновления Fallout Shelter 1.2

Перед тем, как приступать до строительства объектов, составьте планировку, которая будет детально описывать где и почему будет размещаться постройка.

Кровати

Так уж заведено, что одному жителю, в обязательном порядке, нужно выделить одну кровать, которая будет принадлежать только ему. Если данное правило проигнорировать — пеняйте на себя, ведь поселенцы станут очень раздражительными и злыми. Для благой цели, можете взять любое помещение, или же построить личный барак, где можно было бы разместить всех нуждающихся. При этом, советую, всегда иметь запасные койки. Когда поселенцы почувствуют, что время сна приближается, они сами выберут себе места и займут их.

Еда

Еда является самым базовым ресурсом, без которого жители не то что развиваться, а жить не смогут. Если желаете, чтобы ваши поселенцы всегда были сыти и не нуждались в пище, просто посадите кукурузу или же мут-фуд на этой территории. Для таких действий достаточно выбрать удачный, на ваш взгляд, участок земли, чтобы на нем смогли, безо всяких проблем, прорости нужные растения, после чего заглянуть в интерфейс Мастерской и в разделе, под названием Ресурсы, отыскать Еду. Затем, нажимайте на посадку нужной вам культуры и устанавливайте ее на выбранном ранее месте.

Сборка урожая будет куда проще, вам достаточно будет просто выбрать одного из жителей и назначить его рабочим. Для этого необходимо подойти к нему с открытым окном Мастерской и нажать на команду. Далее, отправляйтесь на ферму и указывайте ему на фронт работы, который тот должен выполнить. Если посмотрите, то показатели, указующие на ваш уровень еды значительно повысились. Следует отметить и то, что по такому же принципу нужно поступать и со всеми остальными объектами, которые требуют вмешательства физической силы.

Вода

С проблемой недостатка воды вы можете справиться в два счета, для ее решения необходимо просто соорудить на территории поселения водокачку. Для этого, соответственно, заходите в Мастерскую и открывайте секцию ресурсов, Вода. Далее, нажимайте на водокачку и устанавливайте ее в выбранном вами заранее месте. Советую разместить данный атрибут возле водоема, так как при таком исходе производительность вырастет в разы. Также, не стоит думать об экономии при выборе помпы, отдавайте предпочтение промышленной версии, безо всяких сомнений. Не забывайте и о том, что водокачка нуждается в электричестве, значит обязательно присоедините ее к генератору, который обеспечит им вполне.

Энергия

Как вам уже известно, почти все постройки требуют массы электричества не только для начальной работы, но и для их первоначального создания. Для этого следует двигаться по следующему маршруту: заходите, опять же, в меню Мастерской, открывайте вкладку Энергия, определитесь с выбором, нажав на генератор, и поставьте его в специально отведенном для него месте. Желательно, конечно же, разместить оборудование неподалеку от жилого дома, в котором обитают поселенцы.

Русские поселения разнообразны по форме, назначению и характеру. Строительство поселения зависело от того, кто будет проживать в этой общине, каков их род занятий, цели и идеалы.

Долгое время наши предки почти не строили укреплений, защитой служили труднопроходимые леса и болота. Строились на правом берегу по течению реки, не на буйной воде, то есть при впадении рек, около озера, на солнечном месте.

Строились родовыми гнездами, то есть маленькими поселениями, где проживала большая семья из нескольких поколений. Поначалу славяне жили в полуземлянках, крыша которых опиралась на землю. Затем полуземлянка стала вырастать из земли и постепенно превратилась в наземное жилище - избу. Полы были земляные, промазанные глиной. Печь также совершенствовалась от печки-каменки и глинобитной, у которых дым выходил прямо в помещение. Такие жилища называли "курными", "черными".

Распространенной формой стали круговые поселения или "кольцевые". Прежде всего, это концентрация жизненной силы, а также энергетический круг- оберег. Такая деревня могла окружать озеро, а иногда в своем центре иметь пашню, луг, выгон для скота, но чаще всего священное обрядовое место.

При гнездовой форме не просматривается система. Домики расположены свободно, как бы гнездами.

Лучевая система постройки похожа на солнечное излучение. Улицы как бы расходятся из центра и имеют общие небольшие улицы, похожие на лучи.

Рядовая, линейная планировка селения самая распространенная. Почти все деревни на Руси по сей день строятся именно так. Улица в два ряда имеет свои прелести: удобно иметь общую дорогу, все хозяйства хорошо просматриваются с лицевой стороны и одновременно скрыты изнутри.

Вервь - термин, бытующий в южных областях Руси. Ученые подозревают, что данное поселение связали уже не только родственные узы, но и предполагают, что этих людей могла объединять вера – традиции.

"Слободой - свободой называли поселения пленников-рабов, со временем отпущенных на свободу (как было заведено у древних славян). С другой стороны, слободские были и люди, освободившиеся от своих, покинувшие свои родовые общины. Слободой называли также поселок рабов на господской земле. Хозяева выделяли рабам землю и превращали их в крепостных. По сравнению с рабством, это была уже некоторая свобода

Острог - деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств.

Выселки - поселения, все жители которого переселились из другого населенного пункта.

Околы - окольный город, часть древнерусского города, окружавшая кремль или примыкавшая к нему. В Москве, например, существовал Китай-город под стенами Кремля.

Хутор - поселение, образовавшееся при освоении новых земель (однодворное, позднее многодворное).

Города - богатство земли славянской

Название "город" принималось в различных смыслах. Первоначально это слово означало огороженное место.

Города отличались по силе крепости. Крепчайшие, хорошо отстроенные, с большим населением делались центрами власти, и им подчинялись другие. Таким образом, слово "город" постепенно стало означать господствующее место - столицу над краем. Так, Киев был городом земли полян или Земли Русской, Чернигов - земли Северской. Слово "столица" появилось с основанием и объединением вокруг Москвы.

Города располагались так, чтоб около них находилась естественная защита: вода или ущелья, часто одна сторона или несколько примыкали к озеру, пруду или болоту.

Часто город окружали деревянная стена и ров, а также он был еще раз обведен осыпью или деревянною стеною -так называемым острогом, а между городом и острогом находилось поселение.

Посады ("подолы") -поселения торговой и промышленной деятельности. Они строились близ городов, так что окаймляли укрепленные стены городов. Можно сказать, что кремль - город, а все, что за стеной, - посад.

Посад разделялся на две части: острог, или укрепленная часть близкого к городу поселения и поселок вне острога или собственно посад, а за ним слободы.

Под защитой крепости и живущих в них воинов охотно селились, строились, устраивались, "садились" ремесленники, а купцы заводили торговые склады. О богатстве города судили по жизни посада.

Почти все наши древние города имеют отдельные части крупного поселения вблизи города и назывались они "концами". Это самостоятельные, довольно развитые районы, нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией, ритмом и законами. Концы издревле соперничали друг с другом.

Каждый конец имел свое святилище,кладбище, вече, предводителя, торговое место.

Древнерусские города чаще имели кремль (кром - укромное место) - это центральное место, обнесенное крепостными стенами с башнями, комплекс оборонительных, хоромных и позже церковных сооружений.

В Пскове и других городах кремль называли "детинцем". Имеется несколько предположений по поводу его названия. Детинец - место защиты детей и стариков во время опасности. Детинец мог получить такое название и от размещенной там княжеской или боярской дружины, члены которой считались как бы детьми предводителя. И все защитники носили отчество князя. Детинец - центр живой городского организма и похож на чрево матери, отсюда и еще одно предположение происхождении его названия. Детинец - место, откуда исходит жизнь.