Меровинги - это кто такие? Франкское завоевание Галлии. Эпоха Меровингов Меровинги - одна из самых загадочных династий Европы

К ФЕОДАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

ФРАНКИ: ОТ ВАРВАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 5.

ЗАВОЕВАНИЕ ГАЛЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. Франки - племенной союз, сложившийся к III в.н.э. из германского населения низовьев Рейна и ближайшего побережья Северного моря. Известное в литературе толкование этнонима франк - "свободный " - возникло позднее, а первоначально он понимался как "стремительный ", “необузданный ". Первое римское упоминание francі относится к 275 г.

С IV в. франки стали постепенно продвигаться в северо-западную Галлию. Освоение ими всей Галлии растянулось на несколько столетий. К середине V в. там расселилось не более 200 тыс. франков (способных носить оружие мужчин - 50-100 тыс.), а галло-римлян тогда насчитывалось более 6 млн. Преобладание германцев отмечено с VII в., а превращение их в ведущий этнос - с IХ в. Но в первое время варвары селились в привычных для себя условиях - во влажных речных долинах, тогда как местное население, давно забывшее о подсечно-огневом земледелии, знавшее регулярный севооборот, жило на сухих и плодородных береговых террасах. Так что, первое время, находясь в меньшинстве, германцы не смешивались с коренным населением, жили своими кровнородственными группами и общинами.

В процессе расселения у франков росла роль военных дружин. Их предводители - конунги - постепенно становились главами новых территориальных образований на завоеванных землях. Складывались уже известные нам варварские королевства.

Еще во время хозяйничания вестготов в Италии воинственный Хлодион (ок. 427-447) объединил салических франков, подчинил всю территорию современной Бельгии, дошел до Соммы, но затем столкнулся с римлянами, был разбит Аэцием и франки стали федератами римлян, закрепившись в северо-западной Галлии Преемником Хлодиона стал Меровей (447-456), давший имя династии. При неясности происхождения Меровинги - один из древних знатных франкских родов, воплощавших единство франков, имевший сакральное могущество. Отсюда внешняя особенность членов этого рода - длинные волосы, в которых заключалась их королевская дееспособность. Сын и преемник Меровея - Хильдерик I (456-481), по легенде, отличался распутством, совращал дочерей свободных франков, за что и был изгнан подданными, отдавшимися под покровительство главы галло-римского государства Эгидия. Хильдерик бежал за Рейн, к тюрингам, соблазнил там королеву Базину, с которой и вернулся в свое королевство, когда его призвали разочаровавшиеся в Эгидии франки. Базина и стала матерью основатель франкской державы Хлодвига. Сам же Хильдерик, столь склонный к авантюрам в личной жизни, в политике честолюбием не страдал: примирился с галло-римлянами, продолжал оставаться римским союзником, даже помог, после смерти Эгидия, придти к власти в Париже Сиагрию.



В 481 г. единым конунгом франков становится пятнадцатилетний Хлодвиг . Спустя 10 лет он разгромил римлян при Суассоне, а в 496 г. завоевал земли соседей, германцев - алеманов. В итоге он подчинил своей власти почти всю Галлию, а резиденцию свою разместил посреди р.Сены на острове Сите (центр совр. Парижа). Так было положено начало самому могущественному государству раннесредневековой Западной Европы.

Среди причин успехов именно франков и Хлодвига следует выделить следующее. Как и все германцы, франки в борьбе с погрязшим в противоречиях, разобщенным римским обществом сохранили внутреннюю сплоченность. Но, в отличие от большинства германских племенных союзов, они оказались на окраине римских земель, в отдалении от европейского Средиземноморья, ставшего в эпоху Великого переселения народов проходным двором. Сказалась и многочисленность франков, сохранивших тесную связь со своими коренными землями на Рейне, то есть по соседству. Это способствовало постоянному притоку свежих сил в Галлию. После первых успехов дальнейшему возвышению Хлодвига помогала и христианская церковь, искавшая в наступившем хаосе сильного покровителя, ибо галло-римляне недостаточно интересовались христианством. Дальновидный Хлодвиг учел выгоды союза с церковью. Будучи язычником,он старался налаживать добрые отношения с католическими епископами. Хрестоматийный пример – история с суассонской чашей. Франки забрали ее после победы у Суассона из Реймского собора. Архиепископ Ремигий ее просил вернуть. Король попробовал исключить чашу из традиционного раздела добычи, попросив у войска отдать ему чашу сверх своей доли. Но нашелся среди воинов принципиальный защитник старых традиций и разрубил чащу, чтобы король не получил ничего сверх положенного. Хлодвигу осталось передать посланнику прелата лишь обломки. Лишь спустя год на смотре, придравшись к плохому состоянию оружия, Хлодвиг разрубил этому воину голову со словами: "Так поступил ты с чащей из Суассона!" И короля стали бояться. Духовенство же оценило добрую волю молодого монарха и Римигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Важнейшим событием дальнейшего правления Хлодвига стало крещение, которому предшествовал его брак с бургундской принцессой Клотильдой - истовой католичкой. Под влиянием жены и после победы над алеманами, о которой он просил Христа, 25 декабря 496 г. Хлодвиг крестился в Реймсе со своей трехысячной дружиной. Именно то, что они крестились в ортодоксальной форме (считавшейся религией императорского Рима) и выделило Хлодвига среди остальных германских конунгов. Церковь признала его единым конунгом франков.

Крещение, однако, не повысило нравственности Хлодвига. И у салических, и у рипуарских франков было по несколько королей из одного старого рода, и все они в начале VI в. им планомерно истреблялись. Он без всяких угрызений совести расправлялся со всеми королями-родичами: на правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта натравил его сына, а когда тот избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили и сына. Присоединив земли Сигеберта, Хлодвиг заявил о своей непричастности к этим смертям. В других случаях он казнил побежденных королей с их детьми. Так, будучи внуком знатного франка Меровея, Хлодвиг основал династию Меровингов , которая просуществовала до 687 г.

БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ ПРИ МЕРОВИНГАХ. Франки были оседлыми земледельцами и животноводами. Жили они как в отдельно расположенных усадьбах-хуторах, так и в деревнях, о чем свидетельствует общее для таких поселений название вилла . Очевидно, что хутора возникали как выселки, создаваемые чаще всего молодыми семьями на свободных землях, при отсутствии таковых в родительских деревнях. Безусловное право расселения на свободных землях имели, очевидно, только местные жители, а для поселения пришельцев из других мест, где, очевидно, не хватало земли, требовалось общее согласие жителей деревни. Дома франков оставались простыми, с земляными полами, обычно заглубленными в землю до 20-30 см и более, площадью около 7-8 кв.м.

Принеся с собой традиции подсечно-переложного лесного земледелия, в Галлии под местным влиянием франки стали постепенно осваивать регулярный севооборот. При пахоте применяли усовершенствованное рало с железным наральником, от римлян восприняли тяжелый плуг, запрягавшийся одной-двумя парами волов. Появились у них сады и виноградники, что свидетельствовало о существенном прогрессе в агрикультуре.

Севооборот был принудительным: после снятия урожая убирались все изгороди между участками и пахотные наделы превращались в общее пастбище. Это называется системой открытых полей . В нашей литературе вслед за этой констатацией обычно следует утверждение: такая система предполагала, что верховная собственность на землю находилась в распоряжении территориальной организации - соседской общины. Но не все так просто.

Да, живущие по соседству земледельцы совместно решали вопросы организации пользования угодьями. Каждый франк имел право использовать неподеленные, общие луга, пастбища, водоемы, леса, участвовал в распределении свободных земель (для принятия переселенца со стороны - мигранта - требовалось единогласие всех жителей общины). Но основные земледельческие угодья уже находились в постоянном, переходящем по наследству пользовании отдельной семьи. По франкскому судебнику "Салической Правде " (записана в начале VI в.) пахотный надел безусловно закреплялся за большой семьей и назывался аллодом . Соседи на него не могли претендовать и лишь коллективно решали проблемы проезда к индивидуальным наделам, разбросанным в разных местах общинных земель в соответствии хозяйственными и наследственными потребностями. Такие участки огораживались и за нарушение ограды, за вхождение внутрь ее без разрешения хозяина полагалось наказание. Более того, судебник допускал и отказ от родства, то есть право выхода отдельной семьи из общины (путем отказа от взаимопомощи с другими родственниками). Так аллод превращался в отчуждаемую, передаваемую по наследству собственность. В дополнениях к "Салической Правде" конца VI в. аллод уже закреплялся в наследственное владение малой семьи. Вспомним, что индивидуальные хозяйства с земельными наделами в германской общине начали формироваться еще в первые века новой эры. Во франкском судебнике видно уже юридическое закрепление традиции индивидуальной хозяйственной деятельности с правами собственности на землю. Право аллодистов на выход из общины и декрет конца VI в. о наследственных правах малой семьи завершают у франков формирование частной крестьянской земельной собственности - аллода (он не мог лишь продаваться из-за отсутствия самого явления - купли-продажи земли в то время). Так что верховенство общины было не в правах собственности на землю, а в праве регулировать крестьянские права на нее . То есть община здесь выступает как юридическое учреждение при слабости, неразвитости раннегосударственных структур. Позднее, с развитием государственных органов, такие общины превратились в их низовые административные единицы.

Так сложился один из основополагающих признаков западноевропейского феодализма - частное землевладение. А сама франкская община превратилась в территориальную организацию, объединяющую землепользователей-соседей. Такая община, соединявшая вполне самостоятельных землевладельцев-аллодистов получила название - марка . При этом безусловной, частной собственности в современном понимании не было. В собственности общинника были только те участки, в которые был вложен труд (усадьба с постройками, садом и огородом, пахотная земля). В других случаях собственностью был не участок, в лишь то, что находилось на нем (напр., скошенное сено). Но права на помеченные деревья в общем лесу сохранялись только на 1 год.

Изложенное свидетельствует об изменении отношения варваров к земле. Раньше, в период германских завоеваний, право на землю определялось родовым обычаем, принадлежностью к конкретному племени, владевшему или захватившему определенную территорию. Отсюда, кстати, и право вождя управлять всей племенной территорией. Теперь же повышается роль труда, земледелия. Раньше основу своего существования варвары видели в захватах, использовании внешних ресурсов. Теперь, в условиях роста цивилизованности, в том числе под влиянием увиденного в римских землях, повышается роль собственной трудовой деятельности. Основой существования становится труд на земле - земледелие.

В условиях, когда семьи становились хозяйственно самодостаточными, то есть могли существовать за счет собственного труда, без помощи родственников и соседей (кроме экстремальных ситуаций), повышалась заинтересованность в обособлении - формируются дворы-усадьбы с аллодами и даже, как отмечалось, с правом отказа от родства. Это - переворот в варварском миропонимании. Земля остается основной ценностью, но именно та земля, в которую вложен свой труд. Она теперь воспринимается как своя, как собственность, на которую уже не может претендовать родич или сосед. От старых же, варварских, родовых традиций сохранились общинные права на остальные угодья, в которые труд не вложен.

По добавлению к "Салической Правде", сделанному в конце VI в., аллод наследовался только детьми владельца, то есть оставался за малой семьей. Причем, хотя женщина не могла наследовать землю, дочь аллодиста считалась законной наследницей любого его имущества и при отсутствии сыновей могла стать и владелицей земли.

В итоге деревня-вилла состояла из обособленных домохозяйств с ослабленными родственными связями, с усилением частных прав на землю, с чужаками - переселенцами. Обособление хозяйственной деятельности и наследственных прав порождало возникновение имущественного неравенства среди соседей. Об этом свидетельствует и разрешаемый в "Салической Правде" отказ от помощи бедным сородичам (процедура отказа от родства) и масса статей в ней с наказаниями за кражи.

Важно также иметь в виду, подчеркивал Ж. Ле Гофф, что у франков, как и у других германцев, приверженность к аллоду была даже сильней, чем у римлян к частной собственности, ибо только наличие аллода было доказательством личной свободы и общественного полноправия. Поэтому в V-VII вв. аллод воспринимался даже не столько как собственность, сколько именно как наследство, неотделимое от семьи. В такой форме, под римским влиянием, аллод возник у франков в Галлии. В общинах, наряду с полноправными франками жили и неполноправные - литыи даже рабы (сервы ). Вероятно, они обслуживали знатных. Вспомним, что знатными у германцев считались семьи, из которых выбирались военные вожди, старейшины и другие должностные лица. С формированием королевской власти общинные верхи превращаются в низший слой немногочисленной в то время королевской администрации. Аллод с правом отказа от родства способствовал выходу этого слоя из общины-марки и, в конечном счете, обособлению знати с ее земельными владениями от рядового населения. К тому же королевская власть как верховная получала право распоряжаться незанятыми, свободными общинными землями (герм. - альменда ). На эти земли короли сажали своих людей тоже на правах аллодистов. Для их поселения уже не требовалось согласие общинников. Это было оговорено и в "Салической Правде".

То есть, по сути, королевская, государственная власть присваивала себе право отчуждать альменду для формировавшегося слоя мелких земельных собственников, людей, служивших королю и не подчинявшихся общинным распорядкам - основы будущего рыцарства. В этом - суть процессов формирования господствующего сословия в эпоху Меровингов (VI-VII вв.). Уже по "Салической Правде" жизнь "сотрапезников короля" защищалась штрафами, в 9 раз превышавшими штраф за убийство рядового франка. С земельными владениями такие люди становились еще более значимыми.

Но, и в этом особенность меровингской эпохи, знать еще прямо не эксплуатировала рядовых общинников. В ее аллодах-поместьях трудились рабы и литы, то есть неполноправные. То же было и во владениях королей, герцогов. Основная же масса франков-общинников оставалась свободной и подчинялась королю лишь как верховному правителю: служила в ополчении, обращалась к королевской справедливости при межобщинных спорах и уголовных преступлениях, платила необременительные и нерегулярные налоги.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. В результате рассмотренных изменений прежнее племенное управление перерастало в государственное. Король (точнее все еще конунг), хотя и был полным хозяином только в своих аллодах, но располагал самой многочисленной дружиной и управлял всей альмендой, то есть незанятыми угодьями франков и завоеванными землями. Ему поступали доходы в виде уцелевших от римской эпохи налогов, так же как штрафы и пошлины. Народные собрания сохранялись лишь на местном уровне (в общинах и их территориальных объединениях - сотнях). В масштабах всей франкской территории они становились нереальными и заменялись ежегодными военными смотрами - мартовскими полями. Управление же сосредотачивалось в королевской резиденции, то есть в его усадьбе - дворе. Сюда, на совет, созывались герцогии другие крупные землевладельцы. На места - в округа-графстваназначались королевские агенты - графы , превратившиеся в течение VI-VII вв. в полновластных местных чиновников, осуществлявших в округах-графствах от имени короля судопроизводство, сбор налогов, набор войска и командованием им. Примечательно, что часто графы, как и епископы (главы церковных округов) назначались из более опытных в управлении и грамотных представителей галло-римской знати. В государственных чиновников стали постепенно превращаться и личные слуги короля - т. наз. министериалы .

В VI в, однако, еще сохранялись местные судебные заседатели - рахинбурги , выбиравшиеся народом. Вмешательство графов в их дела каралось смертью, что свидетельствовало о медленном изживании родовых институтов при Меровингах. Хотя постепенно графы, имея практически полную власть в своих графствах, настолько укрепились и превратились в крупных землевладельцев, что вступили в борьбу с королями за автономное от них существование. Аналогично повели себя позднее герцоги и другие знатные.

Таким образом, процесс социальной дифференциации франкского общества привел к формированию особого аппарата управления, известного под названием государства. При Меровингах оно было слабым, аморфным. Власть в лице короля и знати еще не покушалась на основные права свободных франков, владевших аллодами, участвовавших в ополчении и выборах местных органов управления и существовала, прежде всего, за счет эксплуатации в своих владениях неполноправных - рабов и литов. Поэтому государство и общество в эту эпоху можно называть до- или протофеодальным .

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ . Все вышеописанные процессы начались при Хлодвиге. Свидетельством консолидации франкского общества и формирования государственности стала кодификация обычного права, выразившаяся в появлении "Салической Правды". В дальнейшем все государственные законодательные акты исходили уже от королей.

После смерти Хлодвига в 511 г. государство было поделено между его четырьмя сыновьями. По обычаю наследство было разделено равными долями без преимущества старшему. Не было еще и стольного города, хотя Хлодвиг понимал значение Парижа и был там похоронен. По разделу Париж отошел к среднему сыну. Владения братьев располагались чересполосно. Братья совместно вели завоевания. Но принцип равного раздела неизбежно приводил к распаду общего государства, предотвратить который могло тогда только насилие. После смерти одного из братьев наиболее свирепый из сыновей Хлодвига – младший - Хлотарь лично зарезал двух малолетних племянников, позже захватил еще одного племянника и сжег в хижине с женой и двумя дочерьми. Так он в середине VI в. объединил все франкские земли, но вскоре умер и снова пришлось делить страну, теперь уже между детьми Хлотаря I, затем их женами – в ходе так называемой войны двух королев . Помимо личных амбиций властителей, усобицы вызывались неравномерностями развития различных регионов королевства.

Быстрее в направлении складывания крупного землевладения продвигалась Нейстрия (северо-западная Галлия с центром в Париже). Здесь было значительным галло-римское население, сохранялось крупное светское и церковное землевладение. Молодая франкская знать имела хороший пример для подражания, чем и воспользовалась. Северо-восточная часть Галлии - Австразия примыкала к коренным франкским землям и заселена была преимущественно свободными общинниками-франками и подчиненными им другими германцами. Крупных земельных владений здесь еще не было. Наконец, южнее Австразии располагалась Бургундия , весьма близкая ей по общественному развитию. Каждая область имела своих королей, боровшихся за самостоятельность.

Упомянутая выше война двух королев была наполнена драматизмом и хорошо иллюстрирует тогдашние нравы. Среди наследников внука Хлотаря было распространено многоженство, браки между братьями и сестрами, хватало при их дворах и наложниц. Наконец, австразийский король Сигберт , оценив ситуацию, решил отказаться от своих многочисленных жен из числа родственников и приближенных и жениться на девушке королевской крови. Это бы обеспечило и ему самому, и, главное, его наследнику, более высокое положение в тогдашней правящей элите. Выбор пал на дочь одного из вестготских королей - Брунгильду . Торжественно было справлено бракосочетание, на котором присутствовали сопровождавшие невесту испанские готы, получившие римскую образованность и усвоившие их манеры, изысканные галлы, вежливые и вкрадчивые, суровые франки Нейстрии и одетые в звериные шкуры грубые австразийцы.

Король Нейстрии Хильперик решил не отставать от своего брата и тоже отправил послов в Испанию, к вестготскому королю, которые выпросили у того младшую дочь, сестру Брунгильды, юную Гелесвинту . Но, в отличие Сигберта Хильперик образцовым мужем пробыл недолго. От робкой, шокированной нравами нейстрийского двора, и, возможно оттого - фригидной Гелесвинты, он вскоре вернулся к одной из своих прежних любовниц, пылкой служанке Фредегонде . Та сумела убедить Хильперика в неверности Гелесвинты, которая и была убита. А коварная Фредегонда стала, наконец, королевой.

Брунгильда побудила своего мужа Сигберта отомстить вероломному Хильперику и между братьями, а равно между Австразией и Нейстрией разгорелась война. Фредегонде удалось подослать к Сигберту наемных убийц. Потеряв короля, первоначально успешные австразийцы отступили. Но в овдовевшую в 28 лет Брунгильду влюбился сын Хильперика и обвенчался с нею. По настоянию Фредегонды, заинтересованной в будущем собственного отпрыска, Хильперик был схвачен и убит.

После многочисленных столкновений, убийств, смерти Хильперика Нейстрийского борьба двух королев продолжалась с переменным успехом. Брунгильда от имени сына, затем внука правила Австразией и Бургундией. Королем Нейстрии стал, как и мечтала Фредегонда, ее сын, под именем Хлотаря II (613-629). Вскоре и Фредегонда умерла. Наконец Хлотарь II, поддержанный австразийской знатью, одержал победу над Брунгильдой, которую привязали за волосы к хвосту необъезженного коня и пустили в поле…

В этой, полной драматизма истории есть и социальный смысл. Брунгильда, в борьбе в Нейстрией вынуждена была опираться на австразийских крестьян, которые там составляли большинство. Поддерживали ее и соседние германцы, надеявшиеся на богатую добычу. Вооруженные же силы Нейстрии состояли, прежде всего, из магнатов и служилых людей, участвовавших в войне не из любви к своему королю, а из желания пограбить, что часто и делали. То есть объективно Брунгильда вела дело к сокрушению силы и размеров земельных владений магнатов, к сохранению общины и мелких крестьянских владений-аллодов от посягательств знати. Разумеется, месть за сестру сыграла роль катализатора конфликта, но спустя десятилетия едва ли была ведущей для отличившейся государственным умом Брунгильды. И погибла она в результате измены австразийско-бургундской знати, которая перешла на сторону более близкого ей по политике Хлотаря II.

Кстати, толчком к восстанию австразийской знати против своей королевы стала попытка Брунгильды впервые в Европе передать трон, чтобы воспрепятствовать дроблению королевства, исключительно старшему сыну, а не делить владения между всеми сыновьями по древнему обычаю. Ибо это и приводило обычно к борьбе сыновей умершего короля за обладание всем его наследством. В конце концов, через длительный кровавый опыт порядок престолонаследия, предложенный Брунгильдой, в Европе утвердился, что свидетельствует о государственном уме этой королевы. Но австразийской знати надоела диктаторская политика престарелой королевы.

Хлотарь II же за свою победу над Австразией расплатился серьезными уступками в пользу знати, серьезно ослабившими его собственную власть.

Итак, в войне двух королев к началу VII в. победа досталась Нейстрии, что отразило усиление роли знати у франков вообще и стремление правящего сословия Австразии укрепить свою поземельную власть по примеру нейстрийцев. Усиление знати означало очередное ослабление королевской власти. Начинается период правления слабых, как их тогда называли, "ленивых королей".

Прежние королевские военные слуги, оседая на землю, получая ее на правах аллодов, то есть в собственность, начинали тяготиться службой и превращались в практически независимых местных администраторов. Не имея сил властвовать, последние Меровинги потеряли интерес к активной политике, замкнулись в своих поместьях, предпочитая всему охоту и… вырождались как монархи. По обычаю Меровингов, получая корону в младенчестве, к 14-15 годам они уже становились отцами. Из-за излишеств бурной молодости они доживали обычно лишь до 24-25 лет. Никогда по родовой традиции не подстригавшиеся, они дичали, жили замкнуто в своих поместьях, ездили как крестьяне, в повозках, запряженных волами, и представления не имели о государственных делах. Страной же правили майордомы , которые обычно и способствовали такому губительному образу жизни своих господ-королей. Их тоже было 3 - в Нейстрии, Бургундии и Австразии.

Пользуясь апатией королей, знать начинает присваивать общинные земли и подчинять самих крестьян, заставляя нести себе службу и лишая их прав на землю. Слабым королям крестьянское ополчение было не нужно, и они крестьян не защищали, да и сил на это не имели. Но недовольством рядового населения воспользовался майордом Австразии Пипин Геристальский . Он сумел объединить всех франков и с 687 г. стал единым майордомом королевства. При нем меровингские принцы воспитывались в монастырях и содержались под надежным присмотром, ожидая, пока на них падет выбор майордома. Извлеченные на свет, они отращивали волосы и выполняли церемониальные функции. В качестве королей они жили в скромных поместьях, откуда доставлялись во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрания под эскортом в простой повозке, запряженной парой волов.

Таким образом, в меровингскую эпоху во франкском обществе уже полностью выделилось правящее сословие и государственная, королевская власть. Но основная масса населения оставалась свободной, не подвергавшейся эксплуатации. Главной функцией правящего сословия явилось управление, консолидация населения, защита его и занимаемой территории, а также захваты других земель с целью увеличения богатств и влияния знати. И лишь постепенно правящее сословие, укрепившись в успешных войнах, начинает подчинять и собственных общинников.

Итак, благополучие правящего сословия зависело уже не от даров с королевского стола, а от земельных владений. Получив их, знать практически сравнялась с королями по наличию конкретных материальных благ и начинает тяготиться своим подчиненным положением. Отсюда - стремление к сепаратизму. Но возможности служилого слоя пока еще ограничивались их аллодами и королевскими пожалованиями. Однако вокруг лежали огромные массивы общинных земель, в принципе, никем и ничем не защищавшиеся, кроме старых первобытных традиций. И знать начала их постепенно прибирать к рукам. Это отмечается с середины VII в. Но какое-то время настойчивость знати уравновешивалась огромным численным превосходством крестьян, которые поддержали, в частности, Пипина Геристальского. Поэтому массового подчинения крестьян пока не было. Оно началось в следующем, VIII в., при другой династии.

Так за двухсотлетнюю эпоху Меровингов франки прошли путь от консолидации в рамках единого государства до начала формирования феодальных порядков.

Средневековые хронисты выводили его родословную от троянцев - Приама или Энея. Современные историки полагают, что Фарамонд является вымышленным персонажем.

Своё имя Меровинги получили от - якобы внука . При этом существует легенда, что жена вождя франков родила от какого-то морского чудовища. Первым вождём франков, чьё имя встречается в документах, был , сын . А его сын принял христианство и королевский титул.

Отличительной чертой Меровингов были очень длинные волосы. Они считали себя потомками бога , также носившего локоны. Длинные волосы считались признаком божественности Меровингов, символом королевской удачи, исключительной королевской прерогативой. Членам королевской семьи не стригли волос с рождения. Острижение волос было для них величайшим позором. Рядовые франки, напротив, должны были носить короткую стрижку. Поэтому в литературе Меровингов часто называют "длинноволосыми королями".

В VI-VII веках франки под предводительством Меровингов захватили практически всю Галлию и смешались с местным романизированным населением. На территории Галлии возникло три королевства - , и . В каждом из королевств были свои традиции и своя знать, защищавшая собственные права от посягательств чужеземцев. Из рядов высшей аристократии обычно выбирался майордом. Формально считаясь "управляющими дворца", майордомы были самыми могущественными чиновниками в королевстве. Пользуясь тем, что в результате междоусобиц род Меровингов поредел, а короли стали восходить на трон в раннем детстве, майордомы приобрели неограниченную власть, совершенно отодвинув в тень законных королей. Те, впрочем, не вмешивались в государственные дела и не стремились упрочить своё положение. Единственной задачей последних королей-Меровингов были женитьба и рождение наследника, очередного короля-марионетки. Недаром Меровинги, правившие после , были прозваны "ленивыми королями".

Дело дошло до того, что после смерти в 737 году Карл Мартелл не стал назначать нового короля-марионетку, а продолжил править самостоятельно, издавая указы от имени покойного короля и датируя их 737 годом. Лишь в 743 году под давлением знати возвёл на трон некоего , объявив того сыном . В 751 году отправил посольство к папе Захарию с поручением спросить у понтифика: справедлива ли такая система управления, при которой королём называется тот, кто не пользуется королевской властью? Захарий отвечал на это, что королём должен быть тот, кому принадлежит королевская власть. В ноябре того же года созвал в Суассоне общий совет франков, который избрал его королём. был низложен, пострижен в монахи и сослан в монастырь Ситью, где умер несколько лет спустя. Его сын Теодорих был упрятан в аббатство Фонтенель. Так бесславно закончилось правление династии Меровингов.

В XX веке интерес к династии Меровингов возродился после того как некий Пьер Плантар объявил себя прямым потомком и создал "Приорат Сиона" - вымышленное тайное общество, провозглашённое преемником Ордена тамплиеров.

Представители династии Меровингов

Король Бургундии и Парижа
, король Нейстрии, Австразии, Бургундии и Аквитании
, король Австразии
, король франков
, король франков
, король Австразии
, король Австразии
, король франков в Реймсе
, король франков в Реймсе
, король Австразии
, король франков в Реймсе
, король Бургундии и Австразии
, король Нейстрии и Бургундии
, король франков
, вождь салических франков
, король Парижа
, король Аквитании
, король франков
, король Австразии, Бургундии и Парижа
, король франков
, король франков
, король Австразии, Нейстрии и Бургундии

По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению сам факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него.

Его происхождение овеяно легендами. Считалось, что правитель рожден от морского чудовища. Иногда и самого Меровея называют вышедшим из морских глубин чудовищем. Легенда о его рождении такова: будучи беременной, мать Меровея, жена короля Клодио (Хлодиона), пошла купаться в море, где ее похитило морское чудовище. Считалось, что в жилах Меровея текла кровь короля франков Хлодиона и морского чудовища. Эта легенда, при рациональном ее рассмотрении, указывает на международный династический брак. Происхождение короля, таким образом, связано с чем-то заморским. меровингский франкский империя вассалитет

Отпрыски этой династии обладали в глазах франков священным, таинственным могуществом, приносившим добро для всего народа. На это указывала и одна характерная черта во внешнем облике Меровингов: они носили длинные волосы, а их пострижение означало потерю способности нести высокую миссию. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев. Такая причёска отделяла их от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью

Истинным основателем королевства франков является сын Хильдерика Хлодвиг (около 481--511), внук Меровея. Он вёл активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства. Хлодвиг присоединил к своим землям север Галлии, одержав в 486 г. победу над Сиагрием, объявившим себя «царём

Около 498 года Хлодвиг принял крещение и благодаря этому получил поддержку галло-римской знати и духовенства. На протяжении всего своего правления Хлодвиг совершал многочисленные набеги на земли вестготов, окончательно разгромив их в 507 г. в битве при Вуйе. Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда», а столицей стал Париж. С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции, который продлился с конца V века до конца VII века.

По германской традиции после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королем Реймса, Хлодомир -- Орлеана, Хильдеберт -- Парижа и Хлотарь -- королем Суассона. Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520--530 гг.

В 558 г. вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 г. Но и у него было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части -- Бургундию, Австразию и Нейстрию

Традиция наследственного деления имущества была у всех германских народов: после смерти короля все его дети мужского пола должны были получить свою долю, так как королевство считалось личным имуществом предыдущего правителя. Следовательно, королевство постоянно дробилось, а желание собрать под своей властью как можно большую территорию приводило к братоубийственным заговорам и войнам. В конце концов сыну Фредегонды Хлотарю II (613--628) удалось объединить под своей властью три королевства франков.

Он сумел этого добиться благодаря поддержке местной знати и духовенства, так как он обязался не вмешиваться в их дела, что значительно усилило землевладельцев-магнатов, графов и епископов. После смерти Хлотаря II ему наследовали два его сына -- Дагоберт и Хариберт. Правление Дагоберта (629--639) было особенно успешным, так как ему удалось ненадолго укрепить престиж королевской власти и проводить успешную завоевательную политику. Он сумел присоединить к своему королевству земли алеманнов, совершил несколько походов в Италию, Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань.

Дагоберт умер в 639 году и был похоронен в базилике Сен-Дени, которая с этого момента стала главной усыпальницей французских королей.

Несмотря на недолгое усиление королевской власти при Дагоберте, все больше власти получали майордомы во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей». Но всё-таки имя и сакральный статус Меровингов позволили наследникам Дагоберта оставаться у власти ещё некоторое время.

Падение Меровингов затянулось на столетие. После неудачи Гримона майордомы стремились использовать сакральный статус королей в политической борьбе: после поражения Австразии в войне против Нейстрии безвластный австразийский король был увезен в Париж, что означало потерю Нейстрией самостоятельности. Во второй половине VII века франкское государство вновь распалось, но в первой трети VIII его объединил Карл Мартелл, могущественный победитель в битве при Пуатье. Несмотря на успехи, Карл не решился занять трон. Долгое время майордом, принявший вместо престола титул вице-короля, избирал другую тактику. Престол оставался вакантным, пока сыновья Карла Мартелла не возвели на него Хильдерика III, до того времени заключенного в монастырь.

Майордом Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, подавил внешних и внутренних врагов, а затем решил уничтожить и фиктивную королевскую власть Меровингов. После переговоров с папой Захарией Пипин был помазан и провозглашен королем Франкского королевства. Последнего Меровинга, Хильдерика III, Пипин остриг и заключил в монастырь в ноябре 751 г.

ДИНАСТИЯ МЕРОВИНГОВ - самая загадочная общеевропейская королевская династия В V-VII веках на территории современных Франции и Германии правила династия Меровингов. Начало их правления совпадает по времени не только с появлением сказаний о Святом Граале, но и с эпохой короля Артура, сделавшегося главным героем многочисленных легенд. С Меровингами связывают загадку наследников Иисуса и тайны королевской крови Sang real.

Тот факт, что Меровинги были законными правителями франков, никогда и никем не оспаривался. Они не были никем посажены на королевский трон. Достигнув двадцатилетнего возраста, сыновья франкских правителей автоматически становились королями. Фактически королевством правили не они, а их придворные, так называемые майордомы. Их функции сводились к тому, чем сейчас занимаются главы конституционных монархий, – исполнению роли номинальных венценосных особ. Им не возбранялось многоженство, и они временами с удовольствием пользовались этой привилегией.

В любом поиске следует двигаться к истокам, а истоком в данном случае (по ряду причин, о которых речь пойдет ниже) следует считать самую первую легенду – о происхождении Меровингов. Желание раскрыть хоть немного имеющиеся в этом вопросе тайны приводит нас не только в доримскую Галлию, но и в Ирландию, и на остров Крит, не говоря уж о Древней Месопотамии, Египте и даже Индии. Существуют несколько основных версий происхождения Меровингов. Самая модная на сегодняшний день теория - происхождение Меровингов от потомков Иисуса и Марии Магдалины либо еще ранее, от царя Давида. В некоторых документах тайного общества - Приората Сиона - говорится о том, что родословная Меровингов уходит корнями в глубокое прошлое, во времена Ветхого Завета и древней Трои. Существует предположение, что Меровинги произошли от одного конкретного племени израелитов, патриархом которого был библейский Вениамин - младший сын библейского патриарха Иакова и его любимой жены - Рахили. Оно обитало близ Иерусалима, прежде чем этот город стал столицей царств Давида и Соломона. Однако это племя, так называемое колено Вениаминово, поссорилось с другими племенами Израиля, которым впоследствии было запрещено отдавать своих молодых женщин замуж за мужчин из рода Вениамина. Причина состояла в том, что те поддерживали почитателей бога Ваала, который часто ассоциировался с быком или волом, похожим на Золотого Тельца, которому, как говорится в Библии, поклонялось племя Вениаминово. Позднее это племя поддержало Саула – первого царя древнего Израиля.

Праотец Вениамин. Праотеческий чин из главного иконостаса церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле.

Расселение 12-ти колен Израилевых. Несмотря на то, что потомки Вениамина смогли восстановить свое былое величие, судя по всему, многим из них пришлось отправиться в изгнание. Существует ряд свидетельств того, что в качестве новой своей родины они выбрали земли в центральной части Греции, в Аркадии. Оттуда они последовали далее, на территорию сегодняшней Германии, где слились с племенами тевтонов. В конечном счете они дали начало племенам франков-сикамбров – предков французских Меровингов. Эта версия изложена М. Бейджентом, Р. Ли и Г. Линкольном в “Святая кровь и Святой Грааль”, - произведении, положенном в основу “Кода да Винчи” Дэна Брауна. Тем не менее, сами же Бейджент и Ли пишут в главе “Короли с длинными волосами”, что “несмотря на все наши усилия отделить настоящее от фальшивого, достоверность от легенды, мы оставались окутаны непроницаемым облаком тайны”. А значит, никаких серьезных доказательств своей версии они так и не нашли. Постепенно, двигаясь от догадки к догадке, от мифа к мифу, они приходят к выводу, что Меровинги могли принадлежать к одному из колен Израилевых, а именно – к племени Вениамина, которое было изгнано и почти уничтожено в силу традиций кровной мести, о чем сами же евреи потом и сожалели. Но колено Вениамина не исчезло – “сыны Вениамина" отправились в изгнание, которое, как считается привело их в Грецию, в центр Пелопонеса, в Аркадию, где они породнились с королевской семьей. Продолжение известно: в начале христианской эры они эмигрировали на Дунай и Рейн, слились с тевтонскими племенами и породили франков-сикамбров, прямых предков Меровингов”. Мысль о семитском происхождении некоторых знатных родов во Франции впервые высказана даже не Бейджентом и Ли, и количество скандалов по поводу этой идеи свидетельствует о различных мнениях на сей счет.

Золотая фибула Меровингского периода Другие свидетельства указывают на то, что существовало определенное сходство между спартанцами и Меровингами. И те, и другие верили в то, что длинные волосы у мужчин наделяют их магической силой по достижении зрелости. Кроме того, в «Первой книге Маккавейской» содержится упоминание о том, что «найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они – братья и от рода Авраамова» (Первая книга Маккавейская, 12:20). Сэр Лоуренс Гарднер утверждает, что этот обычай объясняется их иудейскими корнями, поскольку нам известно, что длинные волосы носили лидеры назареев, среди которых Самуил, Самсон и сам Иисус. Причём, это качество было столь важным, что, когда одного из меровингских королей Хильдерика III низложили, то первое, что сделал перед заключением в тюрьму Папа, – это приказал остричь волосы своему пленнику. Известны и более трагические случаи, но к ним мы обратимся в последующих заметках по истории меровингского периода. Еще одна версия – происхождение от троянцев, даже самого царя Приама. Фактически царскую династию Трои считали источником, из которого произошли все королевские роды, как римляне, так и жители Европы эпохи Средневековья и Возрождения. В эту очень “аристократическую” версию верили и сами Меровинги, увлеченные римской культурой и правом, а из позднейших французских монархов – верили Людовик XIII и Людовик XIV. Сэр Лоуренс Гарднер основывает свои утверждения на единственном документе, дошедшем до нас от истории Меровингов: это «Хроника Фредегара», бургундского хрониста VII века, в которой он собрал все найденные им сведения о предках указанных монархов, основателем рода которых он называет Фракия (оттуда франки), потомка Ноя и вождя одного из троянских племен. То, что подавляющее большинство франкских королей верили в свое троянское происхождение, показывает тот факт, что они дали откровенно троянские имена таким городам, как Труа и Париж. Можно заподозрить, что история Фредегара, современника последних королей-Меровингов, базируется на безосновательных легендах. Но еще более подозрительным выглядит отсутствие других документов о столь продолжительном периоде истории, который нам пытаются преподнести как темную эпоху. Авторы «Священной загадки» М. Бейджент, Р. Ли и Г. Линкольн считают, что об этом периоде центрально-европейского Средневековья существовало не меньше документов, чем о любом другом, но кто-то приложил все усилия для их уничтожения. И ввиду того, что в течение последующих веков всеми письменными документами распоряжалась Церковь, нет необходимости искать других ответственных за возникновение этой черной дыры во времени. Как мы впоследствии увидим, Меровинги превратились в нежеланного для Папы союзника, и у него имелись веские причины, чтобы пытаться стереть все их следы. Поскольку от этого времени осталось ничтожно мало документов, то история дополняется преданиями, мифами, легендами. Мифы – завуалированная история. Лоуренс Гарднер пишет: "Сикамбры, получившие свое название по имени легендарной предводительницы Камбры, населяли в IV веке до Р.Х. Северное Причерноморье, но были вытеснены оттуда скифами. Фредегар в своей «Хронике» (VII век) повествует о том, как сикамбрийская ветвь франков (от коих носит свое название Франция), получила это имя в честь своего легендарного вождя Франсио - потомка библейского Ноя, скончавшегося в 11 году до Р.Х. Еще до бытности своей сикамбрами в степях Причерноморья пращуры народа Франсио обретались в Древней Трое - малоазийском городе на побережье Эгейского моря. В честь этого античного поселения получил свое название французский город Труа. Подобным образом Париж носит имя Париса, сына троянского царя Приама, чья любовная связь с Еленой, женой спартанского царя Менелая, послужила поводом для начала Троянской войны. В IV веке сикамбрийские (салические) франки жили к югу от устья Рейна и Нижнего Мааса, куда они пришли из Паннонии (современной Венгрии) под предводительством своих вождей Генобауда, Маркомира – потомка Франсио в восьмом колене и Суннона. Поселившись в этом районе Германии, франкские конунги сделали своим престольным городом Кёльн. В следующем столетии племена франков вторглись в Галлию и захватили всю ее северо-восточную часть". Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Долгое время считалось, что первым вождем франков из династии Меровингов был ФАРАМОНД. В 727 году Фарамонд упоминается в «Книге истории франков» (автор этого труда - монах из аббатства Сен-Дени) пишет: «Они (прим.: франки) покинули Сикамбрию, прибыли к лежащим на отдаленнейших [местах по] Рейну городам Германии и со своими предводителями Маркомиром, потомком Приама, и Сунно, сыном Антенора, поселились там; здесь жили они долгие годы. После смерти Сунно пришли они к заключению, последовав примеру остальных народов, выбрать себе короля. И Фарамир посоветовал им это, и, таким образом, они выбрали его сына, Фарамунда, своим королем с вьющимися волосами. <…> После смерти короля Фарамунда избрали они королем с вьющимися волосами его сына Хлодиона в государстве его отца». (Книга 1, глава 4-5). Гарднер говорит о том, что "в начале V века Арготта, дочь Генобауда, вышла замуж за короля Фарамонда (правил в 419-430 гг.), представителя династии «царей ловцов», который часто упоминался как родоначальник французских монархов. Однако из вступивших в брак сторон Фарамунд не являлся единственным обладателем права наследования мессианства. Сама Арготта являлась потомком сестры Луция Атильды, вышедшей замуж за предводителя сикамбрийских франков Маркомира - потомка Франсио в восьмом колене. Таким образом, королевский род Меровингов, родоначальниками которого стали Фарамунд и Арготта, по обеим линиям происходил от деспозинов" (Л. Гарднер. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа). В 1461 году мы находим упоминание о Фарамонде в «Больших французских хрониках» (Les Grandes Chroniques de France). Автор этого произведения пришел к выводу, что предками французских королей были троянцы. Он написал, что Фарамонд, первый король франков, был потомком царя Приама и его жены Гекубы. Возможно, это мифическое происхождение от жителей Трои – всего лишь желание хронистов найти или даже создать связь между германцами-завоевателями, которых называли варварами, и просвещённым античным миром. В соответствии с «Книгой истории франков», он был сыном Маркомира и отцом Хлодиона. Поэтому долгое время его считали первым королем из династии Меровингов. Однако позже его существование было признано легендарным. Причина была следующая: автор «Книги истории франков» пересказал 6 первых книг Григория Турского «История франков», прибавив 21 новый факт, в том числе и имя Фарамонда. Но он не знал историю V века, так как использовал единственный источник – хронику Григория Турского. Так что весьма сомнительно, что он смог спустя полтора века после этого хрониста открыть неизвестного предка династии Меровингов, в то время как Григорию Турскому это не удалось. Как бы то ни было, но король Фарамонд стал героем ряда произведений: в 1661 году французский романист Готье Калпренед посвятил ему свой роман «Фарамонд», в 1809 году писатель Франсуа-Рене де Шатобриан упоминает Фарамонда в своей эпопее «Мученики», в 1999 году писатель Юрий Никитин использовал события из жизни первых Меровингов в романе «Фарамунд».

Король Фарамонд Приблизительно в 427/428 – 447/448 гг. правил легендарный вождь франков ХЛОДИОН Длинноволосый. Прозвище "Длинноволосый" он получил благодаря одной из записей Григория Турского, написавшего "Историю франков" в VI веке. Замечание Григория Турского о длине волос первых королей не случайно. Дело в том, что отпускать длинные волосы разрешалось только наследникам королевского дома, это был отличительный признак верховного бога германцев Одина. Таким образом, короли из рода Меровингов приписывали себе божественное происхождение, а франки считали своих королей потомками богов. Франкские воины носили короткие стрижки, а все короли вплоть до исчезновения рода Меровингов имели длинные волосы, которые они не стригли с самого рождения, и именно поэтому часто Меровингов именуют «длинноволосыми королями». Неизвестный автор «Книги истории франков» (VIII век) называет предшественником и отцом Хлодиона некого Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингской династии. Григорий Турский, упоминая короля Теодомера (см. заметку от 5.01.2017), затем переходит к повествованию о Хлодионе, как бы говоря, что Хлодион наследовал Теодомеру. У Лоуренса Гарднера мы читаем: "Франкский конунг Генобауд, отец Арготты, был единственным представителем мужского пола в роду, поэтому его сын Хлодион по праву стал следующим покровителем франков Галлии". Имя Хлодиона имеет в своей основе франкское слово hlod, что значит «прославленный», «выдающийся», «именитый». Начало царствования Хлодиона относится к 427/428 году. Из рассказа Григория Турского известно, что резиденцией его была крепость Диспарг (не локализовано) в области тюрингов. Хотя совершенно непонятно, где находилась эта область левобережных рейнских тюрингов, но по замечанию Григория, что в южной части этой области, до самой Луары жили римляне, можно предположить, что речь идёт о западной части римской провинции Бельгика (более поздний Брабант). Возможно, упоминаемая область тюрингов (Thoringia) является искаженным названием области тонгров (Tungri, Tongria) – древней области эбуронов, племени на севере Галлии (Gallia Belgica). Здесь, видимо, произошло смешение названия тонгров (Tungri) с немецким названием тюрингов (Thuringi). В 428 году Хлодион узнал, что города Белгики беззащитны, так как Флавий Аэций забрал большинство солдат, охранявших эти территории, на войну с вестготами. Хлодион с большой армией переправился через Рейн, прошёл через Угольный лес (римское название для части Арденнского леса от Самбры на северо-запад до Шельды) и овладел городом Турне, а оттуда продвинулся до Камбре. Там он остановился на некоторое время и дал приказание умертвить мечом всех римлян, которые жили в городе. Удержав за собой город, он пошёл дальше и завоевал всю страну (всю территорию современной Бельгии) до реки Соммы. Здесь он столкнулся с серьёзным сопротивлением последнего очага римской государственности в Галлии с центром в Париже (Лютеция). В 429 году салические франки (жившие на территории Нидерландов и в окрестностях нижнего течения реки Рейн) освобождаются от правления Рима и вторгаются в Галлию под предводительством короля Хлодиона. О Хлогионе (или Хлодионе) как исторической личности упоминает и латинский поэт Сидоний Аполлинарий в панегирике будущему императору Майориану. На то время Майориан был римским полководцем в Галлии, сподвижником Аэция. Обращаясь к Майориану, Сидонний восклицает: «Пока ты воевал, франк Хлогион захватил незащищенные земли атребатов (на севере Галлии)». Успехи франков привлекли внимание Аэция, и он совместно с Майорианом двинулся против них. По рассказу Сидония Аполлинария, римляне застали франков врасплох у города, называвшегося Еленой (который считают нынешним Лансом). В минуту атаки франки пировали и плясали по случаю свадьбы одного из своих предводителей. Разбитый Хлодион был вынужден в беспорядке ретироваться к Рейну или даже за Рейн (431 г.). Опасность со стороны гуннов вскоре заставила Аэция примириться с Хлодионом. Вступив в союзные отношения с галло-римлянами, салические франки стали так называемыми римскими федератами. Их столицей стал город Турне. По утверждению «Книги истории франков» правил Хлодион 20 лет. Григорий Турский считал Хлодиона предком Меровея, а Фредегар прямо называет его отцом последнего.

Изображение Хлодиона с бронзовой медали работы Жана Дасье. Около 1720 года. По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков МЕРОВЕЙ, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению сам факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него. Представители династии Меровингов правили не потому, что были коронованы или избраны на королевство. Власть передавалась из поколения в поколение в соответствии с их наследственным правом мессианства, как потомков «царя ловцов» Фарамунда. Несмотря на то, что Меровей упомянут во всех родословных своего времени, сведения о его происхождении в монастырских анналах выглядят на удивление запутанными. Являясь законным сыном (?) Хлодиона, он, тем не менее, по утверждению историка Приска, был произведен на свет морским чудовищем. Это предание, видимо, существовавшее с давних пор, записал в VII веке летописец Фредегар: «Утверждают, что, когда Хлодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептун, похожий на кентавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами». Легенда эта, несомненно, имеет аллегорический смысл и подразумевает союз двух династий. "В случае с Меровеем эта аллегория означает передачу ему матерью иностранной крови или же смешение династических родов, следствием чего явилось то, что франки оказались связанными с другим племенем, пришедшим, возможно, из-за моря…» (М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн. Святая Кровь, Святой Грааль). Таким образом, еще одна версия происхождения Меровингов - от морского чудища-божества, схожего на Нептуна, а иногда говорится о “змеевидном” чудовище, что порождает еще больше интригующих ассоциаций и толкований, связанных с образом змеи. (Мотив с изображением змеевидного чудовища встречается на наиболее ранних произведениях искусства меровингского периода). В Ирландии племена богини Дану также считались пришедшими из-за моря – и сегодня с разной степенью успешности доказывают, что это были финикийцы либо атланты (для поклонников более романтическиих версий). Гарри Гаррисон в своем фэнтези-цикле “Молот и Крест” наделяет своего героя волшебным рождением от заморского божества – хотя вероятнее, что это был все же человек, просто иного роду-племени. Так и с Меровеем: морское чудище-отец вполне мог быть – и был скорее всего – кем-то из иностранцев, занесенных на берега обитания салических франков. Кто это мог быть? Кто реально мог доплывать в те времена до берегов Балтии? Не считая местных племен, которые могли перемещаться на небольших лодках, это могли быть и ирландцы, и греки, и нынешние испанцы, и финикийцы…возможно носители культуры острова Крит.. Как сказано в историях о заселении Ирландии – на берега зеленого острова новые поселенцы приплывали не раз, и не два. Знаменитые сыновья Дану были уже 4-ми по счету колонистами на этой земле. До них там побывали и благополучно исчезли во мраке времен племена Фир Болг (о которых пишут, что “они пришли из Греции или из Испании, но все эти предания скорее вымышленные и не находят подтверждения в более древних текстах (энциклопедия “Кельтская мифология”, М.:ЭКСМО, 2002), а еще ранее – приходили племя Партолона (имя, начинающееся на “П” совершенно не характерно для гальского языка, что свидетельствует таки о его иностранном происхождении) и племя Немхеда. Если уж такое количество народу смогло добраться до Ирландии – не будет излишним предположить, что кого-то из них могло занести и на земли будущих салических франков, к берегам Балтии. Кто же были в действительности те народности, способные мореплаватели, которые обитали в Ирландии и Британии до момента захвата римлянами – и может быть, подарили Меровингам отца для их собственного отца-основателя Меровея? В “Кельтской мифологии” читаем: “…если оставить в стороне всевозможные спекулятивные гипотезы, остается теория, которую можно признать действительно научной. Мы вправе говорить о существовании на Британских островах в эпоху завоевания римлянами двух разных этнических групп. Более ранняя из этих групп, по-видимому, жила на наших островах с древнейших времен, и ее мы можем назвать аборигенами. Это были люди, строившие так называемые длинные курганы; этнологи называют их по-разному: иберами, средиземноморцами, берберами, басками, силурийцами и эскарийской расой….язык их относился к так называемой хамитской группе; родственные ему диалекты, сохранившиеся до наших дней, распространены среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканских народов. (Вот из какой дальней дали теоретически мог приплыть отец Меровея!). По всей вероятности они были выходцами из нескольких районов Восточной, Северной или даже Центральной Африки. Древние греки, столкнувшиеся с ними в Греции, назвали их пеласгами, древние латиняне в Италии именовали их этрусками, а евреи в Палестине – хеттами. Затем они расселились по всей Европе, вплоть до ее северных районов, вышли к Балтике (где уже могли столкнуться с предками салических франков и оставить им свои легенды о морских божествах и их связях с земными женщинами), направившись на запад, перебрались через Пиренеи и заселили Францию, Испанию и, наконец, наши острова. Второй группой населения, появившейся позже, были кельты, говорившие на языке арийской семьи, родственные которой латинский, греческий, тевтонский, праславянский, зенд (древнеперсидский) и санскрит...". Итак – предок Меровея, предка и основоположника династии Меровингов, мог принадлежать к любой из перечисленных этнических групп. Но к какой именно – доискаться сейчас нет никакой возможности, разве что обратившись к мифологии указанных народов и к тем легендам и фактам, что известны о самих Меровингах.

Меровей. Картина Эвариста Виталя Люмине. Музей изобразительных искусств в Ренне. Начало имени Меровей может означать «море» (фр. mer, нем. Meer). Окончание имени на wig/weg/veus может быть связано некоторым образом со словами «путешествие», «дорога» (например, в нем. Weg переводится как «путь», в лат. via – «путь» или даже в современном англ. way – это «путь», «дорога»). Если принять данную точку зрения за истинную, то имя Меровига или Меровея может переводится «Вышедший из моря» или даже «Рождённый морем». Другой вариант перевода имени – это если взять за основу древнегерманское слово «wiht», которое переводится как «живое существо» или «демон», созвучное с устаревшим англ. словом «wight» (обозначавшим человека или человекоподобное существо). В таком случае имя Меровиг могло быть понято галло-римскими хронистами в том смысле, что оно имеет отношение к какому-то морскому существу. То есть само имя короля могло послужить основой для легенды о его необычном зачатии. Современные этимологи предполагают, что, скорее всего, его имя означает латинизированную форму, близкую к древнегерманскому имени Marwig, что означает «Знаменитый в бою» (māri «знаменитый» + wīg «борьба»). Меровинги утверждали, что происходили и от наследников библейского Ноя (см. выше), которого почитали наравне с Моисеем (имя которого обозначает «рожденный из воды»), потому что в обоих видели подтверждение того, что морское происхождение Меровея носило священный характер. Несомненно, то, что было что-то необычное в самом короле Меровее и его одухотворенных преемниках, раз уж они пользовались особым почтением и славой непревзойденных знатоков в эзотерике и оккультных науках. Вновь обратимся к книге Л. Гарднера: "Франки - сикамбры, от которых по женской линии вели свой род Меровинги, до переселения к берегам Рейна обретались в Аркадии, области Древней Греции на юге Пелопоннеса. Они именовали себя новомагами, - «народами Нового завета», тем же самым именем, под которым некогда были известны ессеи Кумрана. Именно своим аркадским пращурам обязаны Меровинги тем легендарным морским чудищем, которое символически фигурировало в их родословной. Морским владыкой, о котором шла речь, был бог античной Аркадии Паллас, преемник великого Океана. По преданиям, живым воплощением в земной жизни этого бессмертного властелина морей являлись представители древних морских династий, чьим символом принадлежности к монаршему роду, как и у Иисуса, была рыба. Слово «рыба» на греческом письме передается буквенным сочетанием «ichtys». Эллинизированные евреи, повсеместно применявшие в своем обиходе греческую транслитерацию, использовали этот буквенный образ для увековечения достопамятного акронима, знаменовавшего Имя Спасителя".

Ихтис (рыба Иисуса) Поэтому в качестве этого «второго отца» некоторые исследователи (М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн) предполагают потомка вениаминитов – представителей древнееврейского колена Вениаминова, пришедших на Европейский континент то ли после известного библейского конфликта с представителями других «колен Израилевых»; то ли в результате вытеснения их из района Иерусалима, ранее отданного этому колену при разделе Земли Ханаанской между коленами Израилевыми, вытеснения представителями более сильного колена Иуды. Есть и другая, но тоже очень близкая версия: о том, что «второй отец» мог быть потомком «магдалеянки» Марии (она по некоторым данным была вениаминиткой) и Иегошуа га Ноцри – Иисуса Христа (он принадлежал к колену Иуды). В последнем случае ребёнок, родившийся от такого брака, обладал абсолютной легитимностью, ибо по линии матери был представителем колена, давшего евреям их первого царя Саула (царь Саул был сыном вениаминита Киса – Киша), а по отцу – представителем колена Иуды, давшего евреям их второго царя, великого Давида (Иегошуа га Ноцри, как известно, считался потомком царя Давида, сына Иессея – представителя колена Иуды). Как бы то ни было, в Меровингах текла еврейская кровь. Может быть отсюда и эти странные длинные волосы, напоминающие о традициях назореев, и другие «странности» «королей-священников» Меровингов… Мы снова сталкиваемся с универсальным мифом о полубоге или человеке, в жилах которого течет божественная кровь, рожденном в священном браке от союза смертной женщины и сверхъестественного существа. Поэтому Меровею приписывали сверхчеловеческие способности. Конечно, он должен был быть блестящим полководцем, наделенным большой харизмой, чтобы стать мифическим предком будущих Меровингов и передать своим наследникам непоколебимую веру в законность их права на трон. Они пользовались славой «королей-чародеев» благодаря их интересу ко всему тайному и широкому спектру приписываемых им паранормальных способностей, начиная от умения лечить наложением рук и до способности телепатически общаться с животными. Утверждалось, что даже их одежда обладает целительными свойствами. Ходили упорные слухи, что у королей династии Меровингов на теле имеется родимое пятно в форме тамплиерского красного креста – либо в области сердца, либо между лопаток. Согласно легенде, всем этим они были обязаны своей сверхъестественной крови, той самой, которая давала им право на трон с момента рождения. Ни один их предшествующих им европейских монархов не знал такой привилегии, поэтому они наделяли большой магической силой сосуд, содержавший пробы крови первых 39 королей франков-сикамбров, которые правили между Маркомером и Хлодвигом, «священный сосуд», по преданию сошедший с неба во время коронации Хлодвига епископом Ремигием и использовавшийся на церемонии миропомазания на царство. Меровингов считали королями-священниками (как в древнем Египте, в Ханаане). Одним из священных символов Меровингов была золотая пчела (впоследствии использованная Наполеоном Бонапартом в качестве одного из своих символов).

Золотые пчелы, найденные в могиле короля династии Меровингов. Часть историков приходит к выводу, что Меровей на самом деле был зятем Хлодиона. Приводится даже имя его жены – Хлодосвинта. Это, якобы, объясняет, почему именно Меровей, а не Хлодион принимается за родоначальника династии. В 448 году Меровей был провозглашён в Турне королём салических франков, – по названию притока Рейна, реки Салы (сейчас р.Изель), на берегах которой во времена римлян они проживали. Он был первым королём, объединившим франков, и возможно поэтому основанная им династия получила название Меровингской. Правление Меровея совпало с нашествием гуннов на Галлию (см. заметку от 18.12.2016). 7 апреля 451 года гуннами был захвачен и разрушен Мец; пали также города Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер, Труа. Аттила подошёл к Орлеану в центре Галлии и, возможно, осадил его. 14 июня в критический момент на помощь Орлеану подошли соединённые армии римского полководца Флавия Аэция и короля вестготов Теодориха I. На стороне римско-вестготской коалиции выступили и франки под командованием своего короля. К сожалению, ни один хронист не называет имени этого короля. Аттила отошёл на Каталаунские поля (более 200 км к востоку от Орлеана), перейдя на правый берег Сены, вероятно, в городе Труа. К северу от Труа на обширной равнине в современной провинции Шампань состоялось генеральное сражение, в котором войска Западной Римской империи под началом полководца Аэция в союзе с армией Тулузского королевства вестготов остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы на Галлию. Точное место которого и дата этого исторической битвы остались неизвестны. (Историки предполагают день сражения в диапазоне от конца июня до начала июля 451 года). Большая часть историков сходится во мнении, что именно Меровей мог вести франков в бой в битве на Каталаунских полях. Благодаря союзу с Аэцием и победе над Аттилой франки окончательно обосновались в Галлии. Быть может, это ещё одна причина, почему имя династии Меровингов пошло от имени этого короля: франкские короли называли себя так в честь того, кто дал своему народу эти новые территории. Продолжение следует... #история

Скульптурная композиция, изображающая Меровея, победившего в сражении с гуннами (451). Посеребренная латунь. Скульптор Э.Фремье. 1867 г.

Меровинги представляют собой первую династию франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили территориями современной Франции и Бельгии с конца пятого века и до середины восьмого. Каждый из них происходил из рода салических франков, обосновавшихся в пятом веке в Камбре и Турне. Современники называют их не только Меровингами, но и длинноволосыми королями, собственно, в силу их внешнего вида.
С самых языческих времен и до падения, Меровинги предпочитали носить длинные волосы, которые были на тот момент ключевым атрибутом монарха, это подчеркивало соответствующий высокий статус. Франки, в свою очередь, были полностью уверены в том, что Меровинги обладают некоей сакральной магической силой. Она, по приданию, и заключалась в длинных волосах владельцев, выражавшейся в «королевском счастье», что в результате, по их мнению, олицетворяло благополучие и радость всего франкского народа, без исключения.
Подобная прическа отделяла Меровинга от его подданных, которые носили в большинстве своем исключительно короткие стрижки. Такая прическа пошла еще с давних римских времен, когда указывала на низкое положение человека, являющегося рабом или слугой. Отсечение же волос присутствовало у Меровингов, но оно являлось признаком потери прав на обладание властью у человека, как итог, было тяжелейшим оскорблением для представителя династии. В качестве показательного примера можно вспомнить сына Хлодомира Хлодоальда, который в дальнейшем стал известен, как святой Клод.

Появление Меровингов

Они стали первой королевской семьей на территории современной Франции. Название они получили от своего предка – Меровея. Следует отметить, что по поводу происхождения этой династии ходит огромное количество самых разных слухов, а некоторые из них – самые настоящие спекуляции. Даже в двадцатом веке челны семейства Меровингов продолжают оказывать свое влияние на положение дел в стране. Одна из теорий гласит, что оккультное сообщество «Туле» было создано исключительно для того, чтобы вновь вернуть Меровингам прежнюю власть, европейские троны. Свершиться этим планам помешал, как ни странно, Адольф Гитлер и его партия, которая развязала войну и попросту не дала воплотиться этим планам в жизнь.

Вообще существует огромное количество различных теорий о происхождении Меровингов, в том числе и самые удивительные и поразительные. Так, например, по мнению французского писателя Жерара де Седа, Меровинги были дальними потомками смешанных браков между пришельцами и древними израильтянами. Другая, не менее, интересная теория гласит о том, что их предком был Мерович – человек, рожденный от двух отцов, среди которых один был человеческого происхождения, а другой – мифологического. Если углубляться в эту легенду, то она гласит, что, когда мать уже носила в себе ребенка, зачатого от короля Хлойо, во время купания ее соблазнило некое мифологическое существо Кунотавр. В общем, это все лишь теории и недоказанные ничем высказывания.
Следует отметить, что сама династия Меровингов не была по-настоящему правящей в стране. Всем управляли советники, которых в простонародье именовали «мажордомами». Короли из династии Меровингов никогда не стригли своих волос, а на спине у каждого было родимое пятно в виде красного креста и носили одежды, отделанные кистями. Предание гласило, что эти кисти обладали целебными свойствами.

Правление Меровингов


Король Хлодвиг из династии Меровингов заключил договор с Римской церковью: он обязался сдерживать врагов церкви, но исключительно в том случае, если они признают его право на правление новой Римской империей в качестве «Новоизбранного Константина». Следует отметить, что это соглашение было в силе длительный период времени, причем даже после его смерти и гибели потомка Дагоберта Второго. В дальнейшем Рим признал право на престол, которые были предъявлены семьей убийцы, а Карл Великий бил коронован в качестве императора Священной Римской империи. Римская империя же полагала, что династия Меровингов была полностью уничтожена. Тем не менее, имеются записи о том, что сын Дагоберта, Сигеберд Четвертый все-таки был жив. Некоторые историки с уверенностью утверждают, что королевский род Меровингов продолжил в Септимании Гиллемм де Желлон, предок Годфруа Булонского.

Мифические и легендарные предки Меровингов

Длительное время считалось, что вождем франков из династии Меровингов был Фарамонд, сын Мракомира. Подобная версия и распространилась еще в средние века, но в дальнейшем историки не смогли найти никаких доказательств существования самого вождя. В результате они пришли к выводу о том, что его и вовсе не было.
Следует отметить, что средневековые хронисты полагали и были абсолютно уверены в том, что Фарамонд и последующие короли Франков вели свой род именно от троянцев, которые выжили и прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии. Тем не менее, такая версия тоже не было утверждена в полной мере, так как имелись значительные и многочисленные расхождения. Так, например, чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней.

Исторически, именем своей династии Меровинги были обязаны Меровею, который правил с 448 по 457 года. Историки прошлого неоднократно подвергали сомнению сей факт, равно как и факт вообще его существования. Тем не менее, Меровинги были верны своему мнению и были убеждены в том, что он когда-то существовал. Собственно, они и гордились своим происхождением именно от него.

Загадка Меровингов

Вообще загадка этой династии еще более туманна, нежели чем тайна катаров или рыцарей Храма. Тут очень сильно переплетаются реальность и вымысел, поэтому в действительности утверждать о справедливости всех известных нам вещей со стопроцентной уверенностью просто нельзя. Меровингский род властвовал в течение пятого и шестого веков на весьма обширных территориях, которые впоследствии стали Францией и Германией. Собственно, этой же эпохе соответствуют рассказы о короле Артуре, что в совокупности стало большим фоном для возникновения романтического цикла о святом Граале.

Образование и культура в большей степени были своеобразной монополией католической Церкви того времени. Вся информация, которая имеется насчет этого времени исходит только от Церкви, другие же данные были, как мы знаем, ею уничтожены. Тем не менее, несмотря на огромную пелену тайны, покрывавшую эту эпоху, некоторые кусочки все-таки просочились и до нас, благодаря чему появилась возможность воссоздать более-менее реалистичную информацию, нежели чем преподает История того времени, которая как мы знаем, была создана опять же Церковью.

Другая же загадка подобной династии заключается в спорном происхождении. Все дело в том, что под династией принято понимать семью или «дом», царствующий на том месте, где когда-то они были угнетены или изгнаны. В истории Меровингов же, такого не наблюдается, а кажется, что они всегда правили Францией, были ее законными королями-владельцами. В их истории не было ни узурпации, ни грубости, ни угасания предшествующей династии. Историческая действительность, которая касается Меровея покрыта огромной пеленой тайны. Можно сказать, что это – вполне себе вымышленный, сверхъестественный персонаж, который принадлежит ни к чему иному, как мифам. Собственно, даже его имя покрыто некой мистикой, так как в нем находят отзвук французские слова "мать" и "море".

Можно сказать, что это весьма популярная и распространенная легенда времен античности и последующих европейских традиций. Разумеется, она, равно как и любая другая легенда далека от того, что является абсолютно вымышленной. Здесь присутствует некоторая историческая действительность, но лишь в некоторых, отдельных аспектах. Большая же часть является символической, вполне вероятно, вымышленной предками, даже само появление Меровея – предка Меровингов.